Кресты (крестцы) — обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста. Кресты — традиционное крещенское пе

В канун принято печь специальное печенье - кресты . Их едят на завтрак 19 января («крестцы»), запивая святой водой. Страна Советов делится рецептом крещенского печенья.

Медовые кресты

Чтобы приготовить медовые кресты на Крещение, нам понадобятся:

  • мука - 2 ст.
  • мед - 300 г
  • очищенные орехи - 100 г
  • растительное масло - 2-3 ст.л.
  • пряности (мускатный орех, имбирь, гвоздика, кардамон, корица и т.п.) - 1 ч.л.
  • сода - 1 ч.л.
  • лимон - 1 шт.
  • изюм для украшения

Берем ядра грецких орехов, миндаля или лещины и тщательно растираем или пропускаем через мясорубку. Орехи соединяем с медом, растительным маслом, пряностями и лимоном с цедрой, натертым на мелкой терке, тщательно все перемешиваем. Муку смешиваем с содой, добавляем в массу и замешиваем тесто. Готовое тесто раскатываем, вырезаем из него печенье в форме крестов и выпекаем в духовке до готовности.

Дрожжевые кресты

Для приготовления крестов из дрожжевого теста возьмем такие ингредиенты:

  • мука - 1 кг
  • вода - 250 г
  • растительное масло - 125 г
  • дрожжи - 25 г
  • сахар - 1 ст.
  • щепотка соли
  • сладкий крепкий чай для смазки
  • изюм для украшения

Замешиваем постное дрожжевое тесто, раскатываем и вырезаем печенье в форме крестов. Центр каждого печенья украшаем изюминкой, смазываем печенье крепким сладким чаем и выпекаем в духовке до готовности.

Сдобные кресты

Чтобы приготовить сдобные кресты, берем следующие продукты:

  • мука - 250 г
  • масло - 125 г
  • сахар - 2,5 ст.л.
  • яйцо - 1 шт
  • коньяк или ром - 1 рюмка
  • ванилин и соль - по вкусу

Соединяем все продукты, замешиваем пресное тесто и делим его на несколько частей. Каждую часть скатываем в жгут и укладываем жгуты друг на друга в виде креста. Смазываем противень жиром, выкладываем на него печенье и выпекаем в духовке до румяного золотистого оттенка.

Приятного аппетита!

Кресты (крестцы) - обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста. «Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Для приготовления " крестов " я использую рецепт печенья с крахмалом. А в принципе можно использовать любой понравившийся Вам рецепт постного печенья. Вот как об этом пишет Иван Сергеевич Шмелев в своей книге «Лето Господне»:"Крестопоклонная" - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, - "су-губый", - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые "пестрые",- поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце - а на заедку всегда " кресты ": помни "Крестопоклонную". "Кресты" делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает - "а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи... сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и..." - и вминает веселые малинки. А мне думается: "зачем веселые... лучше бы синие черничники!.." Все мы смотрим, как складывает она "кресты". На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие "кресты", будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали! И еще наставлял Горкин: - Вкушай крестик и думай себе - "Крестопоклонная", мол, пришла. А это те не в удовольствие, а.. каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить... и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит. Для того чтобы приготовить «Кресты» Вам потребуется: 3 стакана муки, 1 стакан крахмала, 150 грамм растительного масла, 1 стакан сахара, 150 мл воды, 1/2 ч.л. соли, 1/3 ч.л. соды, гашенной уксусом, По желанию ванилин и кардамон. В просеянную муку добавляем крахмал и соду, гашенную уксусом. Добавляем сахар, соль, ванилин и кардамон. Все перемешиваем и вливаем растительное масло. И в самом конце добавляем воду. Вымешиваем тесто. Тесто получается не тугое, оно хорошо отходит от стенок посуды. Раскатываем его и нарезаем на полоски шириной 2 см, из которых делаем « кресты ». В серединку я вставила замороженные ягодки малины, кто-то вставляет изюм. Лист для выпечки смазывать не нужно.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве. Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта Полезные советы.ру выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2018 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

История

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Когда и как проходит крестопоклонная неделя

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.


Служба в церкви

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Традиция — печь печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Рецепт миндального печенья «Крестик»

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Печенье «кресты» медовое

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Кресты лимонные

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Печенье Кресты на огуречном рассоле

Продукты:

  • 1 стакан огуречного рассола,
  • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 100 г кокосовой стружки,
  • 2-3 стакана муки.

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Постное тесто для печенья Кресты с маком

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе — пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

Из истории традиций и обрядов

Крещение Господне это один из самых больших праздников Православной церкви, отмечается 19 января в память крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Во всех городах и селах, где были церкви, святили воду.

Это третий и последний большой праздник рождественско-новогоднего периода.

Главная традиция праздника Крещения Господня — освящение воды. Данная традиция существовала у других христианских народов еще до принятия христианства на Руси — так, у греков в праздник Крещения принято погружаться в воду.

У православных христиан издавна существует обычай приносить домой святую воду и бережно ее хранить. Эту воду считают целебной, ее пьют, ею умываются, окропляют дом.

В давние времена Крещение считалось поворотным временем. В этот вечер надеялись на лучшее, строили планы, загадывали желания. «В богоявленскую ночь небо открывается», — говорили в народе.

Но, праздник Крещенья - это не только купание, освящение воды и гадания. У наших предков обязательна была обрядовая выпечка .


Ритуальная кулинария, частично сохранившаяся до наших дней, хранит отголоски самых древних магических обрядов .

Собиратель русского фольклора И.П. Сахаров отмечал: «В некоторых селеньях сохранился старый обычай приготовлять … из пшеничного теста животных: коров, быков, овец и домашних птиц, а также фигурки пастушков. Животные выставлялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным».





Но это уже просвещенный 19 век. А первые упоминания о фигурках из теста встречаются в русских летописях XII века.

Традиционные персонажи — конь, олень, корова, коза, утица, тетерка с птенцами в те времена такие обрядовые фигурки животных или птиц вешали на скотные дворы как обереги, позднее в русле христианской традиции на Крещенье размоченные фигурки добавляли в корм скоту, чтобы был здоровым и плодовитым.

Также на крещенье традиционно выпекалось обрядовое печенье «Кресты» .


Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи.

18 января хозяйки по обычаю пекут это печенье. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой. Так сибиряки считали, что съеденный "крест" дает человеку здоровье.

Пеклись также и особенные печеньица - именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает мучные изделия: для себя изюминкой, для мужа - маком, для сына - анисом, для дочки - тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени.

Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.

Если крест хорошо пропеченный, желто-розовый, то он подарит успех, здоровье, благополучие.
У того человека, кому досталось такое печенье, можно потом целый год искать сочувствия, заступничества, совета.
Если «крест» с надломами трещинами, то оно предрекает перемены в судьбе, трудности.

Фигурки


Для выпечки фигурок я использовала тесто для бриошей .

Хотя правильней было бы использовать тесто для постной выпечки.

Фигурки можно сформировать из куска теста, а можно «выкроить» по трафарету. Трафарет фигурок можно взять из детских раскрасок.

ПЕЧЕНЬЕ «КРЕСТЫ»


Рецепт

1 стакан пшеничной муки
2 яйца
150г размягченного масла
100 г сахара
2 столовые ложки рома, коньяка (я использовала бальзам)
Ванилин
Соль
Корица

******************************


Технология

Размягченное масло растереть добела с сахаром. Добавить взбитые яйца, соль, ванилин, корицу, алкоголь. Затем добавить муку, быстро перемешать. Обычно песочное тесто я выдерживаю в холодильнике как минимум 3 -4 часа. Получившееся тесто раскатать в пласт толщиной 0.5 см. Затем острым ножом нарезать полоски шириной 2 см, длиной около 8 см. Можно выбрать другие размеры.

Наложить полоски в виде креста, друг на друга. Украсить изюмом. Для того, чтобы изюм хорошо держался в тесте, я сделала углубления колпачком шариковой ручки в месте расположения изюмин.
Выпекать при 200 °С около 12 минут.


Р А З Н Ы Е Р А З Н О С Т И

ПРИМЕТЫ НА КРЕЩЕНЬЕ

Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю.

Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Если в эту ночь звезды сильно блестят, хлеб будет хорошим.

Звезд не видно — не будет грибов.

Если в этот день будет метель — то же будет и на масленицу; если будут сильные ветры с юга — лето грозовое.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ С КРЕЩЕНЬЕМ

В день морозный на Крещенье
Вы примите приглашенье:
Приходите в теплый дом,
С пирогами чай попьём!

******************************

С Крещеньем вас спешу поздравить
И пожелать вам чистоты
Всех помыслов и всех стремлений,
Здоровья, счастья и любви!

ГАДАНИЕ НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ

Вечером перед Крещением напишите на листочках двенадцать своих желаний и положите их перед сном под подушку.

Проснувшись утром, достаньте наугад три листочка, те желания, которые будут указаны на этих листочках и должны исполниться.

Рассыпьте на стол пригоршню каких-либо мелких предметов, например, орешки, семечки и т.п.
Загадайте желание и пересчитайте количество предметов.

Если их число четное — желание сбудется, соответственно, число предметов нечетное — желание не сбудется.

Кресты (крестики, крестушки, хрестцы, хрясты) — печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста, изготовляемое в среду или четверг на Средокрестной неделе Великого Поста (см. Средокрестие), и имевшее обрядовое значение. Указывая на важность печения «крестов» в середине поста, крестьянки Нижегородской обл. говорили: «Ломается говенье — крестов печенье».

В разных местах «кресты» могли отличаться по размеру, но были похожей формы. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на «крестики» при помощи формочки. В одной местности могли встречаться оба способа изготовления. Так, в Нижегородской обл. «кресты», которые пекли из пресного теста двумя названными способами, назывались «простые» и «вырезные». В некоторых районах Рязанской обл. «кресты» пекли в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста.

Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи. Так сибиряки считали, что съеденный в Средокрестие «крест» дает человеку здоровье. В Вязниковском у. Владимирской губ., «чтобы хлеб уродился», в середину креста хозяйка запекала ржаное зерно; «чтобы куры велись» — перышко; «чтобы голова легче была» — человеческий волос и т.д. По запеченным в «кресты» предметам гадали о будущем, в этом случае пекли ровно столько печенья, сколько человек в семье. Хозяйка складывала кресты в решето, потряхивала его несколько раз, после чего каждый выбирал себе понравившийся крест. Кому при этом достанется монетка или зернышко, тот будет жить в достатке и счастье, уголь или «печина» — кусочек печного кирпича — в печали, кольцо — женится или выйдет замуж, тряпочка — к смерти, а если в «крестике» ничего не окажется, говорили: «Жизнь пустая будет». Полученный вместе с печеньем крест (нательный или сделанный из лучинок) в разных местах расценивали по разному: кое-где он предвещал несчастье и смерть, а кое-где указывал на человека с легкой рукой, того, кому полагалось первому засевать хлеб (московск.). В других местах первым засевальщиком становился человек, в «кресте» у которого оказалась монета (вологодск., костромск., московск. и т.д.), а в Саратовской губ. первую горсть зерна должен был бросить нашедший в своем «крестике» зерна ячменя. Чтобы увеличить урожай, один или несколько «крестиков» сохраняли до начала сева, закапывая их в амбаре в зерне. Когда шли сеять, их брали с собой и, помолившись, съедали в поле: в Курской губ. так делали, когда сеяли овес, чтобы «овес ровным был». В Рязанской обл. перед тем, как бросить первую горсть зерна, засевальщик такое печенье не съедал, а «запахивал в поле», присыпал землей на пашне.

Печенье в форме креста, по народным представлениям, благотворно воздействовало не только на урожай, но и на здоровье, безопасность и приплод скота. В Калужской и Рязанской губерниях его давали съесть в поле лошади, на которой пахали, для чего делали специальный «крест», значительно превосходивший остальные по размеру. В Московской губ. «крестики» сохраняли «до Егория» (см. Егорьев день), дня первого выгона скота на пастбища, когда их скармливали коровам и лошадям. В Южной России кроме «крестиков» из того же теста пекли специальные хлебцы для скота: маленькие лепешечки или шарики — «катухи».

В Среднем Поволжье — в Костромской, Нижегородской губерниях — каждая хозяйка пекла большое количество «крестиков» для детей («стукольщиков», «подокошников»). В Средокрестие мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных «крестных» песенок, в которых выпрашивали печенье:

«Говенье ломается,
На печи Христос обувается,
Кадка молока опрокидывается,
Нитка доле, доле, доле,
Подавай крест поболе.
Кто не даст — тому вырви глаз,
Кто даст — тому серебряный».

Или:
«Тетушка, крестик —
Говенье — то треснет.
Говенье ломается
К пасхе подвигается».

Или:
«Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте „крест“, подавайте другой,
Обмывайте водой».

Или:
«Хрес воскрес,
Подавай нам крес,
Гуслицы, гуслицы,
Воды студеницы,
Ворон не тронь,
Каменьком не брось!
Половина-то говина перекатится,
Христовый день пододвинется!»

Хотя в конце 19 — начале 20 вв. обходы превратились в детскую забаву, видимо ранее они были одним из средств аграрной имитативной магии: обрядом вызывания весеннего дождя, необходимого для всходов. Об этом свидетельствует завершающая многие песенки просьба: «Обливай водой»; «Чем хочешь, поливай, только крест подавай»; «Подайте крест, обливайте хвост» и т.д. Кое-где действительно было принято поливать ребят водой в ответ на их просьбу. Ребятишек, как цыплят, сажали под большую корзину, оттуда они пели: «Здравствуйте, хозяин — красно солнышко, здравствуйте, хозяюшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!». При этом их обливали водой, а затем давали по кресту.

В тех местах Нижегородской обл., где обходы дворов не были распространены, кресты пекли по количеству членов семьи плюс один. При этом первый испеченный крест было принято отдавать или соседскому ребенку, или нищему. В традиционном народном сознании дети и, в большей степени, нищие считались обладающими связью с иным миром, поэтому угощение их обрядовым хлебом («крестом») может трактоваться как приношение — жертва предкам, от которых зависело благополучие земледельца.

Печенье-крест в некоторых районах Нижегородской обл. использовали также в обрядовых действиях, отмечавших перелом Поста («говенья»). В Семеновском р-не печение ломали со словами: «Крест треснет — и говенье треснет». В Первомайском р-не, вытянув крест при гадании, говорили: «Целый крест — целый пост», а переломив, добавляли: «Половина креста — половина поста». Произнесенная формула, превратившись в 20 в. в игровую, восходит к действиям заклинательного характера, целью которых было ознаменование перехода поста во вторую его фазу и приближение Пасхи.

Часто Средокрестие связывали с приближением весны, при этом обрядовые действия с «крестами» должны были, по мнению крестьян, способствовать ее встрече так же, как аналогичные действия с «жаворонками». В Воронежской обл. дети с только что испеченными «хрестами» пели заклички — веснянки:

«Хрясты, хрясты,
На чем росли?
На кнутике,
На хомутике,
На сохе,
На бороне,
На чужой стороне».

Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.