Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду. Как сделать диджериду из пластиковой трубы своими силами Диджериду своими руками из дерева чертежи

Очевидно, что выбор диджериду - это очень важный момент, который может быть менее «мучительным», если вы вообще ничего не знаете об этом или наоборот - вы подробно информированы о всех нюансах диджериду-бытия. В противном [среднем] случае - когда вы что-то где-то немного слышали, видели, но так и не поняли, а какое же это всё имеет значение в деле выбора инструмента - в этом случае мучений вам не избежать.

Попробую облегчить вашу участь, высказав ряд соображений по этому поводу.

Чем отличаются (в звучании) различные породы дерева?

Во-первых, надо различать две основные причины, по которым диджериду могут по разному звучать. [Будем считать, что к качеству обработки дерева у нас претензий нет.]

1. Отличие в звучании одного инструмента от другого по причине их различного внутреннего «акустического устройства».

2. Отличия в звучании различных пород дерева при одних и тех же акустических конфигурациях [разных инструментов].

И только когда вы уверенно осознали эти две различные причины, только тогда возникает «во-вторых»: так чем же отличается звучание различных пород дерева применительно к диджериду?

Итак, на всякий случай еще раз поясню, что формой акустического канала можно легко «убить» хорошо звучащее дерево. Поэтому будем считать, что с акустической точки зрения у нас претензий к инструменту нет.

Но все равно на всякий случай скажу, что когда я лично впервые столкнулся с тем, что получается при «правильном» построении внутренней акустики, то был искренне удивлен той разнице, которая возникает еще даже безо всякого учета сорта дерева.

Условно говоря, берем совершенно не инструментальное дерево - березу, делаем из нее ПРАВИЛЬНОЙ формы диджериду и... безмерно удивляемся, понимая, что всякие корявые дешевые эвкалипты, а тем более бамбуки и тростники остались где-то в прошлом. И там же остались те саморезаные инструменты, что сделаны абы как, без опыта работы с деревом. Потому как имеет значение:

Насколько выдержана толщина дерева - однородный по толщине инструмент легко пойдет "в разгон";

Как обработано, пропитано дерево;

Насколько быстро шел процесс изготовления - дабы избежать несимметричных искривлений заготовки после распила;

Насколько талантливо внутри нарезаны «следы термитов» - бороздки, канавки;

Итак, получили в руки правильный дидж.

И сначала вся сила нашего осознания уходит на то, чтобы привыкнуть к тому, как оно теперь хорошо звучит, не задумываясь особо о том, что это - береза или клен, или что-то еще…

Но потом начинаем ковыряться в нюансах. И возникают вопросы: какое дерево как звучит?

Честно говоря, нет у меня завершенного ответа на этот вопрос на сей день. Потому как не было двух идентичных по форме инструментов из разных пород дерева.

Кроме, пожалуй N7 и N8 (галерея). Они оба были около "фа". Оба одновременно были в производстве по одной схеме. Один - ольха, другой - клен. Честно говоря, я ТОГДА между ними разницы не обнаружил. Долго колебался, который из них себе оставить.

СЕЙЧАС, по прошествии времени, резюме такое. Клен в принципе плотнее-лучше ольхи, ольха в какой-то мере лучше, чем береза. Например, резонансные свойства клёна особенно чувствуются тогда, когда начинаешь перегружать инструмент. Тогда он начинает «заводиться» и «рычать».

Существенное преимущество ольхи - это очень легкое дерево. Диджериду из ольхи создает впечатление легкости, воздушности.

Но приведенная сравнительная цепочка не означает, что береза - это совсем плохо. Вовсе нет. Береза хорошо берет в себя пропитку. И от нее остается довольно «плотное», сильное ощущение. Трудно объяснить, откуда оно возникает. Что-то иррациональное…

В итоге я бы в любом случае воздержался бы от каких-либо категоричных оценочных заявлений, расставляющих породы деревьев в порядке, например, убывания предпочтений. Это было бы неправильно и глупо.

Финальный лозунг:

ПРАВИЛЬНЫЙ дидж (из любого дерева) лучше, чем неправильный… пусть даже из лучшей в мире породы деревьев;).

Какой должен быть тон инструмента?

Грубо можно разделить диджериду на две категории:

  1. Для медитативного жанра.
  2. Для скоростной игры.

Медитативно звучат диджи с тоном от «до» до «ми» (C-E).

Для скоростных техник хороши диджи с тоном от «ми» до «соль» и выше (E-G...).

Как видим, довольно универсальным является тон «ми». У диджериду с таким тоном еще присутствуют низкотональные бархатные краски, но с другой стороны - при исполнении быстрых ритмов, звучание будет достаточно отчетливым.

Обычно у поклонников диджериду наблюдается следующая схема эволюции пристрастий. Сначала предпочтение отдается низкому звучанию, как наиболее специфичному, глубоко-проникновенному. Потом, по мере совершенствования технических и скоростных навыков, возникает желание поиграть на более высоком тоне. А после этого происходит возврат, но уже с других позиций, опять к низкому тону.

Так что при выборе инструмента важно понять - какую такую сокровенную потребность вы хотите удовлетворить общением с диджериду. А отсюда уже естественным образом определится и ваш выбор в отношении тона инструмента.

Зависимость тона от длины инструмента, диаметра канала и раструба.

Как правило в классических "объяснительных схемах" рассматриваются случаи стабильного внутреннего диаметра. Т.е. как правило рисуется некая кривая (похожая на логарифмическую) зависимости тона от длины. Чем длиннее труба, тем ниже тон. Внутренний диаметр с тоном тоже находится в той же прямой зависимости, но его тонобразующее влияние не столь велико как у параметра под названием "длина".

НО! (большое "но") В этих схемах (как минимум я не встречал) нет пояснений по поводу того, каковы закономерности тонообразования в трубах с увеличивающимся диаметром канала. Производители "медных духовых" труб, саксофонов и пр. конечно это всё знают, но у нас такой информации на уровне формул нет. Однако точно известно давно. Увеличение диаметра раструба (или условно говоря "скорость или ускорение" раскрытия канала) существенно повышает тон инструмента.

Например, два инструмента с одинаковым мундштучным стартовым диаметром, одинаковой длины, но с разным диаметром раструба будут иметь существенно разный тон звучания. Существенно выше будет инструмент с бОльшим диаметром раструба.

Итак, есть два взаимообратных параметра по отношению к тону инструмента - это длина и диаметр раструба. Увеличение длины понижает тон, увеличение раструба повышает тон и увеличивает силу звука.

Т.е. если вы хотите иметь И низкий по тону диджериду, И мощный по звуку, то это будет очень длинный инструмент.

К сожалению, либо одно, либо другое. Коротокого (прямолинейного) мощного диджериду(большой раструб) с низким тоном не существует;).

Сегодня мы попытаемся изготовить таинственный и сакральный музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду. Кто не знает диджериду лучше изготавливать из эвкалипта. Помогает в изготовлении этого музыкального инструмента сама природа, а точнее насекомые термиты. Они выгрызают сердцевину у дерева, и остается найти его и удалить опилки. Готового ствола эвкалипта и термитов у нас не оказалось. Но в любом городе, можно купить, или по крайней мере заказать через интернет, бамбук. Еще важной составляющей в этом сакральном инструменте является эстетическая сторона материала. Бамбук очень приятно брать в руки. По-хорошему говоря его можно сделать из пластиковой водопроводной трубы. НО игра на таком инструменте вряд ли будет доставлять удовольствие. Итак, начнем.

Нам понадобится палка бамбука диаметром где-то пять сантиметров и длиной полтора - два метра. Далее обвязываем веревкой (совершенно любой, какую найдете) каждое сочленение. Сочленений может быть разное количество – это зависит от места, где произрастал бамбук.

Обвязку сочленений нужно производить как можно туже. И таким образом, чтобы потом завязать узел. Далее все ветки веревки сместить к месту сочленения. Таким образом, мы добиваемся жесткости, чтобы бамбук не треснул в процессе изготовления инструмента.

После этих простых манипуляций получаем бамбуковую палку, обвязанную около всех сочленений.

И как видно на предыдущем рисунке, подготавливаем приспособление дня проделывания отверстий в сочленениях. Мы берем простую арматуру где-то диаметром восемь – десять миллиметров и размером чуть меньше нашей заготовки. Арматуру нужно заточить как отвертку.

После того как все у нас подготовлено, можно передохнуть и попить чая и после отдыха с новыми силами приступить к завершающей части изготовления таинственного инструмента – диджериду.
Берем в одну руку заточенную арматуру, а в другую заготовку из бамбука и уверенными движениями пробиваем отверстие по кругу. Далее, проделываем отверстия во всех оставшихся переходах. Нужно стараться добиваться результата без зазубрин внутри. Эта гладкость обеспечит более ровный и приятный звук во время игры.

На этом изготовление инструмента диджериду из бамбука закончено. Желаю приятной игры и скорейшего обучения различным стилям выдыхания воздуха. Говорят, этому учатся от несколько месяцев до нескольких лет, в зависимости от ваших талантов.

Из пластиковых труб можно изготовить диджериду, духовой музыкальный инструмент коренных жителей австралийского материка.
Фантазия народных умельцев не знает границ. В основном различные идеи переделок реализуются с целью экономии материальных средств. Например, как в случае с изготовлением настоящей теплицы или диджериду из пластиковой трубы. Напомним, диджериду – это духовой австралийский музыкальный инструмент. В оригинальном варианте он изготавливается из полого ствола дерева. Как несложно догадаться, цена такого самобытного музыкального инструмента делает его недоступным для большинства людей.

Изготовление диджериду из пластиковой трубы не потребует значительных материальных или временных затрат. Его можно сделать разборным, в отличие от оригинального, значит, пластиковый диджериду является более компактным, мобильным. Пластиковый инструмент можно взять с собой на отдых, так как он немного весит. Такой диджериду подойдет новичкам, которые пока не определились, насколько интересны им процесс изготовления и игра на данном инструменте.

Для изготовления диджериду из пластиковых труб понадобятся:
пластиковые трубы (гофрированная труба не подойдет);
режущий инструмент;
парафин или воск.

Стоит отметить, что мы будем изготавливать инструмент со звучанием основного тона F#. Для этого необходимо приобрести трубы диаметром 50 мм и 30 мм, желательно не канализационные. Их общая длина должна составить около полутора метров. Рекомендуемая толщина стенок пластиковых труб — 1,5-2 мм. В общей сложности на приобретение труб уходит не более 10 долларов.

Наш диджериду будет состоять из двух частей, то есть двух отрезков труб разного диаметра. Согласно расчетам, которые являются стандартными для вычисления размера духовых инструментов, длина диджериду должна приблизительно равняться 113 см. Исходя из длины, оптимальный диаметр для инструмента составит от 3,9 до 4,7 см.

Из пластиковых труб, используя подходящий режущий инструмент, необходимо изготовить два отрезка, длина каждого из которых в итоге будет равна 56,5 см. При этом важно выпилить заготовки с небольшим запасом. Длина каждого примерно 70 см.

Со стороны нагубника используется труба меньшего диаметра, со стороны раструба диджериду – большего. При этом стоит учитывать, что более тонкая труба должна быть расширена до такого размера, чтобы плотно обхватывать толстую.

Расширение диаметра происходит по следующей технологии. Труба разогревается до размягчения, например, над огнем газовой горелки. В трубу аккуратно вводится бутылка или другой предмет подходящего диаметра. Внутренний диаметр тонкой трубы должен быть равным наружному диаметру толстой. В среднем длина расширенного участка составляет около 5 см.

На конце толстой трубы по этой же методике необходимо сделать расширение. После проведения всех необходимых манипуляций диаметр раструба должен равняться примерно 7 см.

Затем необходимо изготовить мундштук (нагубник). Для этого нужен парафин или воск, который предварительно расплавляют на водяной бане. Понадобятся примерно три свечи, жидкий воск от которых стоит перелить в емкость небольшого диаметра. Край диджериду несколько раз погружается в воск. Его предыдущий слой должен немного застыть перед созданием нового. Затем восковому мундштуку придается чашевидная форма. В его середине необходимо проделать сквозное отверстие, например, используя горячее сверло.

На этом работы по изготовлению этнического музыкального инструмента закончены. Если внешний вид диджериду из труб кажется недостаточно эстетичным, то его можно декорировать различными способами. Предварительно загрунтовав пластиковую поверхность, окрасьте ее акриловыми красками, нанесите орнаменты. Также в числе общедоступных способов декора – декупаж.

Этот самоучитель для тех, кто хочет научиться играть на диджериду . Предлагаем вашему вниманию систему простых упражнений, благодаря которым вы сможете научиться самому главному при игре на этом удивительном и редком инструменте - получить основной тон и освоить непрерывное дыхание . Если вы будете выполнять все рекомендации, то очень скоро сможете перейти из разряда новичков в настоящие профессионалы.

Попытаемся научить вас играть на диджериду, избежав самых распространенных ошибок. Поделимся практическими советами, исходя из опыта тех, кто уже освоил этот инструмент. Если будете внимательны, то ваш путь в освоении диджериду будет гораздо короче и намного продуктивнее.

На диджериду играют не только при помощи губ, языка, щёк, диафрагмы, но и добавляют свой собственный голос. Именно поэтому мышцы щек и диафрагмы должны быть крепкие. Мышцы же губ напротив должны быть расслабленными.

Как рождается звук в диджериду?

Для этого губы должны быть «вставлены» в мундштук инструмента и образовывать мягкое вибрирующее соединение. Именно через губы, которые должны постоянно вибрировать, надо непрерывно подавать воздух в диджериду. Губы очень важны при игре, ими надо научиться управлять. Воздух проходит через вибрирующие губы и в свою очередь рождает вибрацию диджериду. Так образуется основной тон, а все остальные действия призваны создавать общую музыкальную картину. Каждый инструмент уникален, так как имеет собственный тембр, неповторимый, как и тембр человеческого голоса. Добавляя голос во время игры, можно создать прекрасную музыку. Тренируйте органы дыхания и губы, это основа игры на диджериду. Такие тренировки не из легких, они не совсем обычны. Так, мышцы щёк нужны людям лишь для того, чтобы удерживать во рту пищу. Диафрагма, также необходимая для игры на диджериду, при обычном дыхании задействована лишь на 25 процентов. Расслабить губы просто только на первый взгляд. Однако существуют специальные упражнения для укрепления или расслабления определенных органов.

Получение основного тона

Струя воздуха подается в диджериду через расслабленные вибрирующие губы.
  1. Диджериду в стороне от вас

    Все внимание на губы. Необходимо слегка отпустить нижнюю челюсть, а рот приоткрыть. Положение губ такое, как будто вы хотите сказать «тпру». В этом положении губы сильно расслаблены, вибрируют от малейшей струи воздуха. Произнесите несколько раз «тпру», обращая внимание на губы. Следующий этап – вместе с «тпру» поджимаем мышцу под нижней губой. Губы при этом вибрировать не прекращают, они расслаблены. Нам нужно лишь немного сократить отверстие между губами. Добивайтесь автоматизма в действиях и лишь после этого берите диджериду. Инструмент надо подносить к расслабленным губам. Теперь попробуйте внутри диджериду произнести «тпру». Диджериду должна загудеть, запеть свой основной тон. Если не получается извлекать основной тон из диджериду, попробуем другое действие.
  2. Диджериду стоит в стороне. Вы перед зеркалом

    Пусть воздух мысленно пройдет путь от вдоха через нос до выдоха через губы. Не забывайте, что губы должны все время оставаться расслабленными. Подышите так некоторое время. Дышите с выдохом «тпру» громко, чтобы губы как бы «сплющились». Это упражнение важно для расслабления рта. Теперь попробуйте поднести диджериду к губам. Чем свободнее и «расплющеннее» ваш рот внедряется в дидж, тем лучше. Попробуйте произносить вибрирующие звуки, но теперь внутри инструмента. Продолжайте упражнение, пока диджериду не загудит. Если звука нет, то можно попробовать следующее действие.
  3. Диджериду стоит в стороне

    Внимание на рот. Его надо постараться превратить в так называемый «пятачок», а затем произносить «тпру». Если вы замечаете, что при игре звуки в диджериду как бы стопорятся, то это означает, что губы расслаблены не достаточно. В таком случае надо повторить упражнение с начала.
  4. Подносим диджериду

    Первый звук, выдуваемый из диджериду, является его основным тоном. Надеемся, вы оцените его божественное звучание, но это еще «сырой» звук. Он очень слаб. Его необходимо укреплять и развивать.

Совет: не спешите получать основной звук, это свидетельствует о ваших неправильных действиях при начале игры на инструменте. Наша цель на данном этапе совсем другая – научиться правильно «устанавливать» губы и управлять диафрагмой. Мы выдыхаем воздух через расслабленные вибрирующие губы в диджериду. При этом нам нужно сделать вдох, а диджериду должен звучать. То же самое должно быть и при выдохе – инструмент все время должен звучать.

Циркулирующее дыхание

  1. Правильный вдох и диафрагмальное дыхание

    Внимание на крылья носа. Пытаемся сознательно раскрыть крылья носа до предела. При этом действии раскрываются и каналы носа. Пытаемся мысленно проследить точку перехода канала из носа в глотку. Искомая точка находится чуть ниже уголков глаз. Делаем короткий и быстрый вдох через эту точку. Этот вдох называют ещё вдохом через гайморовые пазухи. Именно такой вдох нужен для диджериду. Важно, чтобы этот вдох был очень коротким и сильным. Это достигается постоянными тренировками.
  2. Внимание на животе

    Надо надуть живот. Для этого делаем короткий и быстрый вдох. Руку следует положить чуть ниже солнечного сплетения. Во время выдоха помогаем рукой выдавливать воздух. При выдохе живот надо посильнее втянуть. Проделайте это упражнение несколько раз. Теперь уберите руку и повторите дыхательное упражнение мышцами диафрагмы. Именно такое дыхание нужно для музыканта.
  3. Внимание на диафрагме

    Необходимо проделать короткий и быстрый вдох и такой же выдох. Сознательно сокращаем диафрагму. Затем надо делать медленный вдох и такой же медленный выдох. Дышать так, как тренировались в предыдущих упражнениях. В идеале надо научиться чередовать короткие вдохи-выдохи с длинными.
    Следующее упражнение - подышать «диафрагмой» очень быстро. Такое дыхание напоминает работу кузнечных мехов. Сначала дышим по такой схеме: живот наполнен – вдох, живот втянут – выдох. Работа диафрагмы при этом напоминает насос. Проделать не меньше семи раз.
    Теперь дышим более быстро, выдыхая через рот. Схема следующая: вдох - наполняем живот, выдох – удар диафрагмой. Губы расслаблены, чтобы сказать « фрр»… Теперь дышим медленно – наполняемся воздухом, выдох медленный – медленно сокращаем диафрагму, выдох через расслабленные губы – со звуком «фррр». Это упражнение надо делать как можно дольше.
    Вдыхая через гайморовы пазухи, мы как бы наполняемся воздухом. Выдох может быть быстрым или медленным. В первом случае выталкиваем воздух ударом, быстрым сокращением диафрагмы. Во втором случае медленно выдавливаем воздух диафрагмой. Не забывайте расслаблять губы, это очень важно. Данное упражнение позволит укрепить диафрагму и доведёт диафрагмальное дыхание до автоматизма.
    Если у вас возникают трудности с дыханием такого типа, помогайте себе рукой. Положите руку на область пупка и надавливайте в момент выдоха с нужной вам скоростью и силой.
  4. Внимание на губах

    Попробуем немного опустить нижнюю челюсть, рот при этом приоткрывается. Вдыхаем через гайморовы пазухи, надуваем живот. Выдох должен быть медленным, через расслабленные губы с нашим фирменным звуком «фрр». Старайтесь добиться наибольшей расслабленности губ. Только после этого упражнения можно подносить диджериду к губам.
    Легко и неглубоко вставляем наш расслабленный рот в дидж. Делаем вдох, выдыхаем в инструмент, который начинает вибрировать, гудеть, издавать основной тон. Играя на диджериду, можно ощутить связь с мирозданием. Техника «вдох-выдох» - это волна единства с миром. Главное – научиться правильно дышать, так как техника игры на диджериду требует именно непрерывного (но при этом диафрагмального) дыхания. Непрерывное или циркулирующее дыхание – это и есть наш непрерывный выдох и основа игры на диджериду.

Непрерывное дыхание

Важно научиться непрерывному дыханию, которое должно подаваться через расслабленные вибрирующие губы. Конечно, одновременно вдыхать и выдыхать невозможно. Однако можно сделать некий запас воздухав пространстве щек. Выталкивая воздух мышцами щек и языком, можно сделать короткий и быстрый вдох через нос. Это и есть принцип непрерывного дыхания.
Теперь попробуем освоить технику непрерывного или циркулирующего дыхания .

  1. Играем с воздухом во рту

    Надуем воздухом щеки и подышим через нос. Не бойтесь, это очень легко. Теперь попытаемся «пополоскать» воздухом рот. Дышим при этом через нос. Это упражнение помогает нам обнаружить два независимых пространства – нос и рот. Выполняя эти действия, обратим внимание на язык. Выполняя дыхательные упражнения, надо заметить, что язык упирается в небе и разделяет пространства рта и носа. Теперь произнесите звук «к» и обратите внимание на то, как язык легко и быстро умеет касаться своим корнем нёба.
    Сделаем еще один вид дыхательных упражнений. Схема такая: вдох через нос, а выдох через рот. Нижняя челюсть должна быть отпущена, а рот приоткрыт. Сознательно проконтролируйте действия языка. В момент вдоха через нос язык прикасается своим корнем к нёбу, а в момент выдоха язык опускается в полость рта и не прикасается к нёбу.
    Если мы дышим чрез нос, то язык «прилеплен» к нёбу постоянно. Когда мы дышим через рот, язык к нёбу не прикасается. Следующий этап – дышим так: вдох делаем ртом, а выдох носом. Только на выдохе язык прилипает к нёбу. Это упражнение помогает узнать свой язык, который играет роль переключателя и разделителя пространств носа и рта. Одновременно совершать и вдох и выдох мы не можем, а вот дышать то носом, то ртом мы умеем, в чём мы и убедились. При этом связь языка с носом такова: если вдох или выдох совершаются через нос – язык упирается в нёбо. При дыхании через рот язык свободно расположен в полости рта.
    При игре на диджериду язык совершает следующие действия – в момент вдоха он касается неба, затем опускается, «переключая» систему нос-рот на выдох через рот. Все эти действия совершаются очень быстро.
    В момент вдоха через нос рол щек – выдавить воздухв диджериду, чтобы он продолжил гудеть в момент короткого вдоха. Далее воздух подается уже из легких – обычный наш выдох через расслабленные губы. Действия с языком, щеками нужно проделывать непринужденно и непрерывно. Если мышцы щёк развиты и послушны, то ими легко можно выдавить воздух изо рта. Делаем такое упражнение: надуваем щеки воздухом, а затем выдавливаем его. Нижняя челюсть при этом приопущена, а губы расслаблены. А теперь предположим, что наши мышцы щёк не умеют сами выдавливать воздух.
  2. Синхронизация

    Внимание на щеки – надуваем их. Теперь выдавливаем воздух при помощи рук со звуком «пух-пух-пух». Проделываем это упражнение несколько раз. Теперь попробуем усложнить упражнение. На третий «пух» мы должны коротко и быстро вдохнуть через нос. Важно синхронизировать вдох с третьим «пух». Язык при этом корнем упирается в нёбо. Надо добиться синхронизации движений. Заметьте, что на первых двух «пух» язык не касается нёба. В момент вдоха он своим корнем касается неба, а потом опускается. Последнее действие должно быть проделано быстро.
  3. Фундаментальное упражнение

    Убираем руки. Считаем «раз-два-три» и одновременно три раза выдавливаем воздух мышцами щек. На третий выдох делаем одновременно и короткий вдох через нос. Это упражнение укрепляет мышцы щёк и автоматизирует вдох. Стоит помнить, что вдох должен быть через гайморовые пазухи, а живот наполнен воздухом. Нижняя челюсть немного приотпущена, рот пятачком, губы расслаблены и вибрируют.
  4. Берем диджериду

    В расслабленные губы вставляем диджериду. Напомним, что для расслабления губ достаточно произнести звук «тпру» или «фррр». На третьем выдохе «пух» делаем вдох. Если вы всё делаете правильно, то на каждый «пух» в диджериду должен раздаваться какой-то звук. Этот звук похож на рык. Если по каким-то причинам звука нет, то проблема в зажатости губ. Снова и снова расслабляем губы. Звук должен получиться ровный и крепкий.
  5. Основной тон и «танцы языка и щёк»

    Подносим диджериду к губам и на одном вдохе поем наше «ту». При игре можно совершить колебание щекой. Попробуем сделать это движение в конце «ту». «Ту» - звучим, а заканчиваем «ту» ударом щеки, всплеском. В момент этого удара надо сделать быстрый вдох через нос. При этом наш рот свободно и расслабленно помещён в диджериду. Схема такая – «тууу» - в конце плеск плюс вдох. После этого попробуем продолжить основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания. Может возникнуть следующая проблема - после короткого и быстрого вдоха произойдет маленькая остановка в подаче воздуха из легких в диджериду. В данном случае все дело в языке. Он касается нёба не так быстро, как нам нужно. Значит, мы должны его немного потренировать.
  6. Тренировка языка

    Это упражнение надо выполнять без диджериду. Необходимо с максимально возможной скоростью говорим «ту-ту-ту-ту» и «ку-ку-ку-ку». При этом обращаем большое внимание на язык. При произнесении «ту-ту-ту» средняя часть языка касается неба. При «ку-ку-ку» язык касается нёба своим корнем. Надо произносить эти слоги как можно быстрее, это тренирует язык. Теперь делаем так: вдох, основной тон «туу», колебание щекой, удар щекой одновременно с коротким вдохом–плеском и снова основной тон. Так мы добиваемся непрерывного дыхания.
  7. Осмысление непрерывного дыхания

    При игре на диджериду мы совершаем короткий вдох через нос, наполняемся воздухом, живот надувается. В момент вдоха язык касается неба. При выдохе диафрагма сокращается. Воздух из легких подается в диджериду через расслабленные губы. Если воздух в легких заканчивается и нам нужно сделать вдох через нос, мы оставляем часть воздуха в щеках. Затем мы быстро выдавливаем воздух из щёк и одновременно совершаем короткий вдох через нос. Наполняемся воздухом. Выдыхаем, сокращая диафрагму через расслабленные губы-пятачок.
  8. Дыхание

    Рекомендуется выполнять упражнение без диджериду. Рот должен быть приоткрыт. Делаем в быстром темпе следующее упражнение - короткий вдох через нос, выдох через рот. На выдохе опускаем нижнюю челюсть и совершаем короткий вдох через нос. Вдохи и выдохи делаем без пауз.
  9. Непрерывное дыхание. Второй способ

    Это упражнение делаем с инструментом. Схема следующая - Вдох. Основной тон – туу. Вдох. Теперь вместо протяжного «тууу» произносим отрывисто «ту, ту, ту, ту». Одновременно с четвертым «ту» сокращаем диафрагму. Одновременно с этим сокращаем мышцы щёк и делаем короткий вдох через нос. Чередуем протяжное и короткое «ту». При этом мышцам щёк достаточно совершить лёгкое колебание.

И напоследок главный совет – не отчаивайтесь, если что-то не получается сразу. Тренируйтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и уже скоро вы будете удивлять своих поклонников отличной игрой на диджериду.

12:13 pm - Мифы о диджериду
В последнее время, взявшись за поиск интересной и более-менее авторитетной информации про Yidaki обнаружила что противоречия встречаются на каждом шагу. Кто говорит, что чем тоньше стенки риду. тем лучше. кто-то говорит совсем обратное, как и про гладкость внутренней поверхности, диаметр раструба и мундштука и про многие другие превратности диджеридустроительства и искусства игры. Вот решила пока просто привести пример вроде как развинчивания мифов про диджериду. При этом нужно всегда помнить, что у каждого мастера есть свои приемы и секреты и если то-от говорит, что делать так - лучше всего, то это не значит что кто-то сможет найти вариант ещё лучше этого. Так что это является опытом одного украинского мастера с одного хорошего украинского сайта про диджериду.
  1. относительно диджериду из пластика
    • пластик должен быть толстостенным, приблизительно от 2мм. Это нужно для того чтоб вибрирующие стенки не гасили колебаний воздуха
    • пластик должен быть ПВХ - сделать с ПП трубой что-то красивое нереально (изменить геометрию, сделать раструб)
    • пластик должен быть 5см диаметром. длина 1-1.5м максимум. У меня почти все инструменты метровые.
  2. заблуждение “Эвкалипт - это круто!”

    Почитайте пожалуйста тексты (их много!!!) на самом крупном и уважаемом австралийском сайте продающим диджериду - http://www.didjshop.com. Вот в частности:

    MYTH: “The finest playing didjes are authentic, Aboriginal-crafted didgeridoos”
    FACT: While there are undoubtedly many fine playing didgeridoos made by Aboriginal people, one needs also be aware that there are many poor playing didgeridoos made by Aboriginal people. While we totally support everyone buying a didgeridoo that is made by an Aboriginal person, this is not really an indication of the sound quality of the didgeridoo.

    В части, которая описывает физику инструментов - очень хорошие подсказки для тех кто хоть немного понимает в физике. Последние лет 5 появилось несколько очень хороших и обширных исследований диджериду, в основном кафедры Прикладной Физики Университета Нового Южного Уэльса (www.phys.unsw.edu.au). Кстати на сайте кафедры очень много информации по акустике муз. инструментов, изложенной в форме которая понятна даже тем кто в физике ни бум-бум:)

  3. к вопросам о физике, акустике, породам дерева, толщине стенок

    тут мне как физику совсем грустно стало:)

    1. колеблется воздушный столб. Задача стенок - держать “форму воздушного столба”
    2. эффекты стенок есть следующие:
      • трение воздуха о стенки
      • пористость материала
      • колебания стенок и излучение звука стенками

    Чем плотнее дерево и толще стенки, тем лучше резонанс, тем меньше энергии теряется на пористость, тем выше собственная резонансная частота дерева и тем меньше звука излучают стенки
    И тут есть два момента - колебания стенок и излучение нужно максимально уменьшать. Именно из-за них появляются характерный “гул” из хреновых пластиковых труб с тонкими стенками.
    А вот с пористостью и трением… Тут все очень интересно:) Дело в том, что в исследованиям диджей самые худшие были те, у которых… пористость и трение были минимальными! Да, изначально исследовались “не-сувенирные” инструменты из эвкалипта, то есть у всех инструментов был приличный звук - это значит что дерево УЖЕ твердое, и “лохмотья” внутри не висят. Не все так “просто” как я пишу, но суть такая, что если взять хороший инструмент (уже хороший) и покрыть его к примеру изнутри лаком, уменьшив пористость, трение, увеличив твердость… Можно здорово ухудшить инструмент.
    Оригинальные австралийские инструменты - внимание - не покрываются никаким лаком!

    Толщину стенок уменьшают (обстругивая ствол!) для того чтобы инструмент весил меньше. Равномерная толщина стенок (на что некоторые советуют обращать внимание) - вообще глюк какой-то:) Что, термиты по вашему “равномерно” выгрызают ствол изнутри, или аборигены могут промерять толщину стенки по всей длинне диджериду с тем чтоб “где много” убрать лишнее?:) Главное чтоб стенки не были слишком тонкими, но это “слишком” очень сильно зависит от материала инструмента (например стеклопластиковый инструмент может быть толщиной стенки около 1мм и при этом звучать очень звонко и резонансно).

    Да, и последний хинт - там же, на сайте, в исследовании - инструменты тем лучше чем больше диаметр канала. Как выходной (на раструбе) - так и ВХОДНОЙ! сразу после мундштука! Самые высококлассные имеют входной диаметр от 5 до 8см… Так что думайте сами:)
    Информация в этом пункте - не мои “умозрения”, а выводы сделанные из прочтения *научных* статей по исследованию аккустики диджериду. Каждый желающий может прочитать эти статьи и сделать свои выводы (ссылки я привел выше).
    Да, и еще - “обертона” возникают не на неровностях или геометрии канала:) Не говорите ерунды, почитайте минимум литературы на том же сайте. Хотя с геометрией канала они связаны, и в диджериду - очень нетривиальным образом.

  4. по поводу бамбука - на основе 4хлетнего опыта изготовления бамбуковых флейт
    • заблуждение “Бамбук боится перепадов температур”
      Бамбук боится НЕ перепадов температур! он боится перепадов влажности и мороза. “возле батареи” бамбук высыхает, на морозе - трещит, в не зависимости от того -1 градус или -20. Обвязка хорошая спасает инструмент, хотя трещины и появляются они не сквозные и их можно просто промазать клеем (в нормальных условиях они сами и затягиваются, клей будет держать потом).
    • заблуждение “Бамбук слишком ровный, идеальный изнутри - поэтому звук хуже”
      Я не встречал еще ни одного ствола бамбука, у которого была бы идеально ровная внутренняя поверхность:) это какой-то наверное элитный сорт?:) У бамбука всегда есть перегородки их невозможно идеально хорошо убрать. И самое главное - это НЕ НУЖНО. Обычно проблема “сувенирных” бамбуковых диджей наоборот, в том что очень много перегородок остается. Тут поможет вычищение их (но не под “0″). Кроме того в местах перегородок канал бамбука ВСЕГДА уменьшается, не только на перегородке но и сантиметра на 2-3 в обе стороны от нее (очень плавно и на глаз незаметно).
      Кроме этого бамбуковый ствол почти всегда меняется в диаметре по длине - в верхней своей части он расширяется вниз, но при самом корне может сужаться. Посмотрите на бамбуковые флейты сякухати, которые делаются из прикорневой части.
    • заблуждение “бамбук звучит не так мощно потому что у него нет раструба”
      чем больше диаметр “на выходе” тем громче звук. Не важно, расширяется канал или нет - есть раструб или нет. Громкость зависит именно от диаметра на выходе - цилиндрического диджа или раструба. Бамбуковые диджи с 8-9см диаметром… это ОООО!
Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.