Обряды инициации и их роль в первобытном обществе. Женские инициации в современном мире Инициация через осознание Бога

О ребенке говорят много, но с ним не говорят. Франcуаза Дольто

Если ваш ребенок нагл и самоуверен, но все время в себе сомневается, безжалостен, но добродушен, жаден, но бескорыстен, доверчив и при этом хитер, бестолков и одновременно гениален - значит у вас совершенно нормальный ребенок. И, скорее всего, он вступил в сложный подростковый возраст.

В жизни каждого ребенка наступает критический момент, когда он кардинально меняется. Перемены происходят не только в организме и внешнем облике, но и в поведении, реакциях на окружающих его людей, на общество, кардинально меняются действия, чувства и мысли. Эти несколько лет напряженных отношений приносят много тревог - как родителям, так и подростку. Обычно этот возраст совпадет со временем, когда семья вошла в период стабильности, и эта стабильность стала настолько привычной для родителей, что любая попытка ребенка разрушить устойчивый мир и родительские представления о своем любимом чаде становится настолько ужасающей, что родители невольно допускают целый ряд, порою фатальных, ошибок.

Ради справедливости важно признать, что к этому возрасту подросший ребенок тоже слегка "разочарован" родителями: их авторитет уже становится не столь очевидным, их взгляды кажутся ему устаревшими и несовременными, их вкусы - ужасающими, и вообще, оказывается, "предки" умеют лгать, притворятся, юлить, а значит уже не могут быть "идеальными родителями" - непогрешимыми и компетентными во всем, как было раньше.

И как в этот период не потерять связь с ребенком?

Наши мудрые предки превращали это в некий ритуал, дабы точно определить и отделить данный этап, иметь возможность вести диалог с подростком как со взрослым человеком, дать ему возможность официально вступить во взрослую жизнь. Речь идет об инициации как об обряде, знаменующем переход индивидуума на новую ступень развития в рамках своей социальной группы.

В культурах практически всех народов мира присутствует этот сложный обряд, который, в зависимости от уровня развития общества, выглядит либо весьма примитивно, либо крайне сложно, но всегда имеет одну задачу - задачу перевода ребенка в мир взрослых. В иудаизме это Бар-мицва, в Индии - упанаяма, у древних славян - культ волка, у католиков - конфирмация. В современном мире обряды инициации в большей мере смазаны, и поэтому многие современные подростки, требуя сепарации от родителей и перехода в мир взрослых, ищут свои пути и создают новые обряды. Если взять культурные обряды инициации, например в Африке, сохранившиеся в некоторых племенах и до сих пор, известно, что все они имеют традиционный сценарий. Задача же инициации всегда одинакова - ребенок в результате своеобразных манипуляций с его телом и сознанием покидает мир детства и становится взрослым.

Что важно в этом обряде?

Подразумевается, что ребенок и взрослый - совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках мира. И потому считается, что один человек - ребенок - умирает, чтобы родился новый человек - взрослый. Когда старейшины племени решают, что юноше пора пройти инициацию, его уводят из уже привычного жилища - хижины или палатки. Женщины по отработанному веками сценарию сопротивляются этому: кричат, плачут, пытаются отбить у мужчин юношу. И только сам юноша словно лишается способности говорить и двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Тело его окрашивают красной охрой - так всегда поступают во время погребального обряда. В стойбище стенают и плачут женщины, а юноша остается в кругу мужчин. Он и ведет себя как мертвый: на вопросы не отвечает, терпит любые насмешки и издевательства, сколько бы его ни щипали, кололи или дразнили. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве в другом теле. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить или поначалу кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных.

Символически это связано с тем, что в ребенке умирает его детская часть, он переходит в мир взрослых, где нет места детским эмоциональным реакциям, где он должен быть стойким и где должно проснуться взрослое сознание. В этом, по сути, и есть цель подросткового возраста - пробуждение взрослого сознания, отказ от простых детских инстинктов, необузданных желаний, умение регулировать свои эмоции.

В подростковом возрасте появляется необходимая взрослому саморегуляция, и обрядовые вещи служат тому, чтобы саморегулирующие процессы культивировались, признавались обществом. Сутью инициации у древних племен было то, что по достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирали из семей. Мальчиков уводили в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности и собирали в группы под руководством специального наставника. Там они жили в особой хижине, им запрещено было общаться с кем-либо, заниматься привычными делами до окончания обряда.

У девочек также существовал свой обряд. Их забирали из семьи и помещали в уединенную часть дома, где с ними никто не общался. Затем таких девочек собирали в группы под руководством опытной старой женщины. Она обучала их женским священным ремеслам и наукам (ткачеству, плетению, вязанию, деторождению), посвящала в культ плодородия, учила искусству плотской любви. В результате девочка (а, скорее, уже девушка) получала женскую идентичность, становилась взрослой, а значит готовой к своему основному предназначению - рождению детей.

В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранилось лишь подобие инициаций, часто утратившее свой глубинный смысл и структуру. Примерами могут служить: прием в скауты, пионеры, комсомол, некоторые религиозные обряды, пионерские лагеря, походы, где дети селятся небольшими отрядами и в природных условиях сами готовят еду, стирают одежду, учатся самостоятельной жизни.

Родители отмечают, что из таких лагерей дети приезжают другими - повзрослевшими, измененными, поскольку у них было нечто новое, свое, не связанное с родительским миром. Символически это действительно похоже на обряд инициации - мама остается дома, а взрослый мир влечет, тянет ребенка за собой. Детям, у которых в жизни подобного опыта мало, сложнее вырасти и управлять своей судьбой, они как бы остаются в палатке с мамой и не растут, не становятся взрослыми.

К сожалению, многие родители недооценивают значимость такого "отрыва" от родительского контроля, что впоследствии может вылиться в совершенно противоположные сценарии. Согласно одному, ребенок все равно "возьмет свое" - рано или поздно примкнет к компании, где его поймут, одобрят, примут таким, каков он есть. К сожалению, это может оказаться компания явно асоциального или даже криминального характера, хотя вполне может быть и группа по интересам, например спортивная команда, рок-группа, клуб любителей чего-либо...

Согласно другому сценарию, "взросление", по вине родителей, может быть отложено на неопределенный срок, что выливается в инфантильность, неспособность подростка самостоятельно принимать решения, например, где ему учиться, чем заниматься в жизни, с кем жить. Такой подросший телесно, но не созревший психологически "вечный ребенок" может десятилетиями жить с родителями, не желая устраивать свою карьеру и личную жизнь, приняв позицию ребенка как самую удобную. Случается, взросление все же наступает с заметным опозданием, и тогда мы встречаемся с 30-летним "подростком", которому хочется "чудить" и пробовать жизнь на вкус тогда, когда у него уже есть семья, и общество требует от него ответственного поведения. Жизнь окружающих его людей становится невыносимой - он, как правило, склонен разрушать привычный уклад жизни, семью, необоснованно менять работу и образ жизни, увлекаться опасными видами спорта.

Конечно, в мире значительно больше способов инициации, которые, скорее, пугают родителей - первая сигарета, первый алкоголь, первый секс, первая драка. Многие подростки прибегают и к телесным изменениям: тайно от родителей наносят татуировки, пирсингуют разные части тела - прокалывают нос, уши, пупок, делают себе шрамы. Современные "обряды инициации" могут быть не только сложны и замысловаты, но и опасны.

Риск возникает, когда подросток не чувствует опасности, особенно если родители слишком оберегают его. В этом случае ощущение, что в мире не существует опасностей, становится реальным, и ребенок не воспринимает опасность. Иногда он должен быть напуган и должен пережить фрустрацию, чтобы понять, что жизнь ценна, и нужно соизмерять свои возможности с реальным положением вещей. Да, ребенку важно попробовать что-то новое, необычное и, важно, что именно это запрещают делать родители.

Преодолеть запрет - значит взять ответственность за это деяние на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Важно вовремя почувствовать, когда ребенок способен за себя отвечать и делегировать ему такую возможность. Если у родителей слишком много запретов, ребенку сложно узнать, что же на самом деле он думает по этому поводу. Иногда вполне уместно поэкспериментировать, ведь если есть ощущение, что ребенок нуждается в более жестких запретах, возможно, стоит их наложить, ведь ребенок как бы просит о них сам. Взросление часто может проходить через негативный опыт, где идет внутренний выбор, и родителю необходимо понимать, что ребенок уже способен отделить "хорошо" от "плохо", ведь раньше он это все уже объяснял своему малышу. Теперь он созрел применить родительский опыт, ставший его опытом.

Ребенок всегда будет отталкиваться от родительской нормы, как от некого эталона поведения, и прививать ребенку принципы правильного поведения вам никто никогда не запрещал, впрочем, как и подавать личный пример. Поэтому важно не быть слишком большими друзьями с подростком, чтобы сохранять его тайну - не курить и не пить с детьми за одним столом, не ругаться вместе с ними матом, но в трудный период необходимо все-таки находиться рядом, где-то поблизости, чтобы в сложной ситуации ребенок не побоялся обратиться к родителям за помощью, не был отвергнут самыми близкими людьми. Нельзя оставлять подростка наедине с собой, со своими мыслями, страхами, сомнениями, следует помочь ему примкнуть к конформной группе, где он сможет обрести авторитет, приобщиться к новым понятиям.

Такой группой может быть и группа психологической поддержки для подростков, где ребенок может найти друзей со схожими проблемами и поймет: то, что с ним происходит, - нормальное течение времени. Полезным может стать и общение с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, который сможет объяснить ребенку, что с ним происходит, и как можно справиться с возникшими сложностями.

Не стоит быть слишком строгими родителями, не нужно преследовать ребенка, следить за ним, опускаться до оскорблений и жесткой критики, нельзя обвинять его в том, что он станет алкоголиком, проституткой, наркоманом, испортит себе жизнь. Эти страшные обвинения травмируют подростка и в какой-то степени прогнозируют будущее. Поэтому родительская задача - самостоятельно справляться со своими страхами и не вешать свою тревогу на подростка, не прогнозировать плохое, а отмечать, что это всего лишь опыт. А если ребенок не имеет опыта, это реально плохо для него.

Второй вариант родительского отношения - всеобъемлющее принятие любых проявлений, что тоже не совсем хорошо: ведь если не существует запретов, это существенно замедляет психологический рост подростка. Подростковый возраст дан ребенку для опыта, а родителям - для терпения.

Инициация - это часть исторического ритуала, и готовы ли мы как родители или не готовы, но придет время, и дети все равно начнут входить в этот поиск, и необходимо осознанно принять этот процесс личного пути взросления вашего ребенка.


Переход во взрослую жизнь – самый ответственный этап в жизни каждого. В этот период человек теряет беззаботное детство, переживает очень существенные физические изменения, а также ментальные, эмоциональные и духовные. У многих народностей он связан с разного рода обрядами, символизирующими этап созревания. Предлагаем обзор ритуалов, которые многим покажутся страшными, шокирующими и экстремальными.


Интересно то, что подобный ритуал известен во всем мире – от Греции до Индии. Его использовали как прием тренировки или акробатический трюк. Племя хамар из Эфиопии проводит такой обряд, как ритуал, связанный с этапом взросления и готовностью создать семьи. Мальчики племени должны 4 раза прыгнуть через кастрированных быков, стоящих в ряд. Если мальчику удается пройти испытание, он считается мужчиной и может выбрать себе жену.


Стандарты красоты во всем мире разные, а мужчины и женщины могут далеко зайти, чтобы отвечать им. Среди женщин племени ментавай из Индонезии стандартом красоты считаются подпиленные заостренные зубы, похожие на зубы акулы. Чем острее зубы – тем красивее женщина. Кроме того, заостренные зубы свидетельствуют о готовности выйти замуж.


В этом племени банджи-джампинг считается ритуалом совершеннолетия. Мальчики маленького тихоокеанского острова Вануату начинают тренировки по прыжкам с высоты в 7-8 лет, прыгая вниз с маленьких башен, при этом их привязывают за ноги лианами. Но чтобы считаться настоящим мужчинами, они должны прыгнуть с высоты 30 м. Если прыжок прошел успешно, значит, испытуемый дотронулся головой до земли и остался целым.


Когда мальчики из племени алгонкина, Квебек, готовы стать совершеннолетними, их изолируют, закрывают в клетках и дают выпить галлюциногенную смесь из водорослей под названием високкан. Поговаривают, что это вещество в 10 раз мощнее ЛСД. В клетках юноши остаются 20 дней, их постоянно подпаивают зельем. Неудивительно, что многие умирают, проходя ритуал. Другие же переживают настолько сильные галлюцинации, что перестают разговаривать и теряют сознание. Если юноша еще что-то помнил о своем детстве после прохождения ритуала, то ему приходилось еще раз испытать все.


Чтобы стать настоящим мужчиной в племени матаса в Папуа Новая Гвинея, мальчик должен пройти кровавый ритуал. Для этого их необходимо избавить от всего, что может считаться женским началом, и очистить их через ряд болезненных ритуалов. Для начала у мальчиков специально вызывают рвоту, чтобы очистить желудок. После этого им в нос вставляют палочку из тростника, чтобы вызвать кровотечение, с которым выйдет все плохое из тела ребенка. И, наконец, несколько раз ножом мальчикам прокалывают язык.


Когда мальчики племени сатере-маве в районе реки Амазонка достигают возраста 13 лет, то они должны пройти ритуал посвящения, в основе которого испытание ядовитыми муравьями. Для начала необходимо заняться поиском насекомых при помощи перчатки, сплетенной из растения, в которую насекомых и помещают. Каждый мальчик должен засунуть в неё руку и попытаться продержаться 10 минут. Укус ядовитого муравья самый болезненный среди всех насекомых, его сравнивают с болью от ранения пулей. Мальчикам запрещено кричать, так как крик – это проявление слабости. Но, это еще не все. До момента завершения ритуала мальчики должны надевать рукавицу на руку 20 раз в течение нескольких месяцев, после каждого ритуала на некоторое время руку парализует, а испытуемому становиться плохо и он корчится от боли.


У племени масаи в Танзании есть много разных ритуалов для перехода мальчиков во взрослую жизнь. Когда мальчику исполняется 10 лет, то он празднует, выпивая смесь из алкоголя, крови и молока, съедает много мяса. Так его готовят к обрезанию. Во время процедуры мальчику запрещено дергаться от боли, так как это проявление слабости. На протяжении следующих 10 лет мальчиков тренируют в различных сферах, в том числе и охоте на львов. На охоту мальчики должны отправиться самостоятельно, вооружившись только копьями и щитами. Кроме этого, на ногу каждому прикрепляют колокольчики, чтобы приманить льва. Целью - добыть хвост животного, как символ проявления храбрости. Раньше масаи ходили на охоту на львов большими группами, так как их популяция была достаточной.


Для того чтобы мальчика из племени фулани из Бенина начали считать мужчиной, надо, чтобы он прошел ритуал под названием шаро, который заключается в том, что испытуемого избивают хлыстом. Мальчики выбирают самый длинный тростник и становятся друг напротив друга и по очереди бьют стоящего напротив три раз как можно сильнее. Это происходит до тех пор, пока не выберут победителя, которым считается мальчик, способный лучше всех выдерживал боль, несмотря на глубокие раны. У девочек этого племени тоже есть ритуал совершеннолетия. Им на лицо наносят татуировки. Им тоже нельзя кричать и дергаться от боли.


Ритуал вхождения во взрослую жизнь в племени мандан Северной Дакоты, который называется окипа и длится 4 дня. В это время мальчики не имеют права пить, есть и спать. Их изолируют в отдельной хижине для прохождения пыток и испытаний, включая порезы тела и проколы мышц деревянными колышками, которые используют для того, чтобы в дальнейшем подвешивать с их помощью мальчиков в конце всех испытаний. Только потом мальчика считают мужчиной, и он получает благословение духов. В довершение ко всему мальчикам отрубают мизинцы на обоих руках и заставляют бегать вокруг деревни, истекая кровью.


Чтобы мальчик прошел посвящение в совершеннолетие, он должен пройти ряд болезненных ритуалов. В период с 10 до 12 лет мальчикам вырывают передний зуб, а диафрагму прокалывают. После чего мальчику делают обрезание и заставляют съесть отрезанную плоть, которую следует разжевать и проглотить, только тогда юноша становится мужчиной. Испытуемый еще должен пережить вторую часть процедуры. Она заключается в том, что во время обрезания юноше надо стать над костром, чтобы кровь капала на него и очищалась. Эта часть ритуала символизирует солидарность мужчин с особенностями женского организма, а именно с менструацией. После таких процедур мужчины лучше относятся к женщинам.


Когда мальчики племени матис из бассейна реки Амазонки, Бразилия, готовы перейти во взрослую жизнь, им предлагают пройти четыре испытания. Сначала в глаза мальчикам закапывают горький сок растения, считая, что это поможет сделать их зрение острее. Затем их бьют палками, испытывая на выносливость, вкалывают яд лягушки и хлещут ядовитыми растениями. Пройдя все эти испытания, мальчики становятся мужчинами, так как могут выдержать боль и способны принимать участие в охоте. Но, это не все. Каждый раз перед охотой мальчики снова проходят все испытания.


Инициация в племени самбия в Папуа Новая Гвинея начинается, когда мальчику исполняется 7 лет. Ему надо помочь избавиться от всего, что можно считать женским началом. Для этого мальчика изолируют в хижине, где он находится со старшими мужчинами племени следующие несколько лет. Постепенно все тело мальчика прокалывают, ему пускают носом кровь, вызывают рвоту и понос, чтобы очистить тело изнутри. Если мальчик считается достаточно чистым, его заставляют глотать сперму, как символ мужества. Годами мальчик вынужден проходить эти испытания. Даже когда он уже готов жениться, он продолжает проходить ритуалы кровопускания из носа и чистки организма, чтобы не стать подвластным своей жене. Мужчиной в племени становятся, как только рождается ребенок, и испытуемый становится отцом.
Если в племенах так относятся к родным детям, то стоит ли удивляться, что до сих пор существуют которые применяют по отношению к совсем чужим.

Для первобытного общества, как известно, было характерно производить обряды, в результате которых человек переходил на новый уровень развития. Проведение подобного рода обрядов стало называться инициацией, что в переводе с латинского означает «посвящение, осуществление таинства».
Исходное определение понятия инициация трактуется как совокупность обычаев в первобытном обществе, заключающаяся в переходе молодых людей и девушек в категорию взрослых. Более точный смысл инициации раскрывается в том, что в какой-либо общественной группе или обществе происходит зарождение и развитие индивидуума.
Выделяется три вида инициации:
1. Коллективное посвящение – переход их возрастной категории детей и юношей в совершеннолетних. Лица, подпадающие под данный тип перехода, пребывают в возрастной категории как с шести, так и с двенадцати лет.
2. Обряды, в результате которых происходит вхождение в некое тайное сообщество или братство.
3. Доказательство того, что шаманы и вожди имеют мистическую принадлежность.
Инициация в каждом обществе первобытных времен происходила по-разному, но в каждом случае обязательно должно было присутствовать выполнение каких-то заданий, тайных ритуалов, которые часто сопровождались тяжкими испытаниями. Предназначение обряда инициации во всех племенах было одинаковым. Основное предназначение и роль, которую должны были выполнять обряды инициации в первобытном обществе, заключалось в привлечении молодых людей к участию в хозяйственной, общественной и идеологической сферах жизни, в качестве их членов и участников.
Развитие и становление общественных первобытных отношений выражалось еще в одном характерном признаке - в табу. Что такое табу? По существу определения, табу представляет собой некий запрет на выполнение определенных действий, использование выражений, взаимодействие с предметами. Табу в первобытном обществе являлось неким регламентом, регулирующим отношения в семейных парах, защищало от опасностей. Другими словами, табу регулировало различные сферы общественной жизни первобытного народа. Табу стало предпосылкой возникновения религиозных и социальных норм.
Первобытнообщинное общество большое значение придавало переходу подростков в категорию взрослых людей. Посредством инициации, молодые люди и девушки готовились к общественной, семейной и социальной жизни.
Пройти «ритуал перехода» означало, что человеком был осуществлен переход на другой уровень опыта, то есть, таким образом, молодой человек становится готовым совершенствовать свое социальное и личностное развитие. Переход на новый жизненный уровень сопровождался получением инструкций и рекомендаций, могущих быть полезными для выхода на следующий уровень жизни. Инициации подвергается абсолютно все подростковое население общества.
Каким образом происходила инициация первобытного общества?
Первоначальным этапом становления подростка, как личности и индивида, начиналось с традиционного прощания с миром детства, непосредственности и безответственности. Когда ребенок достигал установленного для перехода на другой этап жизни возраста, он забирался из своей семьи. После этого дети были подвержены знакомству с совершенно незнакомым для них миром. Мальчики этот период своей жизни проводили в далеком от общества месте. Это были джунгли, леса, и иные безлюдные местности, где под руководством наставника они занимались привычными делами, только вдалеке от общества. Такой образ жизни ждал подростков до окончания обряда инициации.
В этот момент племена переживали табу, которые выражались в ограничении пищи, света и возможности общения. Подростки, пребывающие в безлюдном месте, должны были вернуться домой полностью изменившимися. Ключевым моментом в процессе посвящения подростка становится так называемое, тройное откровение – познание священности, сексуальности и смертности. Ведь ребенок с этим не знаком, но именно эти три понятия играют важную роль при вступлении во взрослый период жизни.
Каждый подросток в этот период проходит самые непредсказуемые и жестокие испытания, как то избиение, вырывание зубов, отрезание пальцев, обрезание, нанесение увечий. Инициируемый должен в этот момент, как бы заново родиться. По истечении срока инициации при успешном завершении данного процесса, подросток мог вступить в жизнь взрослых людей, и быть наделен правами и обязанностями общества, в котором будет жить.
Обряд инициации девушек в женщин происходил менее жестоко. Их, также помещали в безлюдное место, запрещали общаться, есть, обучали песням и мифам, совершали над ними таинства, и подсказывали, как следует вести себя при вступлении в брачные отношения. Подготовка к браку была ключевым моментом, которому уделялось особое внимание.
Те юноши и девушки, которые не справлялись со всеми испытаниями, не могли вступать в брак до повторного обряда инициации, а также были подвержены позору.

Во многих древних культурах существовала традиция сопровождать ритуалами приобретение человеком нового статуса в социальной или духовной жизни.

Подобные обряды проводились, как правило, для посвящения во взрослую жизнь молодых девушек и парней. Для молодого человека необходимым было придать мужской агрессии позитивное направление - для добывания пропитания, обеспечения и защиты собственной семьи.

Для молодых девушек же необходимым было научиться осознавать и принимать свою женственность, а также обеспечивать содействие и поддержку мужскому началу.

Посвящения в форме испытаний существовали и продолжают существовать практически во всех культурах. Однако необходимым было и остается применение этих посвящений в нужное время и в определенные сроки. В современном мире, где царит изобилие материальных благ, где жизнь человека не зависит от того, насколько удачна была охота, люди позволили себе игнорировать такие обряды и ритуалы. А вот в древние времена такое отклонение от привычных ритуалов приводило к тому, что выжить было невозможно.

Часто ритуалы посвящения состояли в том, чтобы изгнать юношу из общины и таким образом научить его быть более самостоятельным, чтобы позже вновь принять его, но уже в другом социальном и духовном статусе.

С девушками же поступали иначе - для них создавалась специальная временная женская община, в которой более опытные и взрослые женщины обучали их вести домашнее хозяйство, рассказывали о премудростях семейной жизни, вводили в тонкости вынашивания и воспитания детей.

Первое посвящение "мать и женщина".

Первое посвящение девушек было связано с началом менструации. Сразу же после ее начала девушку изолировали для посвящения - для каждой девушки посвящение происходило в положенное для неё время. Сроки изоляции были различны, иногда два-три месяца, иногда год. Фактически, подобные посвящения составляли суть образования, главным предметом которого была женственность. Учили не только правам, возможностям и способностям, но посвящали и в обязанности, учили нести ответственность.

В ритуалах для девушек часто фигурирует темнота, во многих обрядах им запрещалось показываться на солнце. Вероятно, это связано с зависимостью женщины от лунного цикла. Иногда девушкам запрещалось касаться земли или позволять кому бы то ни было прикасаться к ним.

Подобные табу несли глубокий смысл. Например, земля, почва – это в первую очередь материнское начало, и таким образом, уже на самом начальном этапе происходило отделение посвящаемой девушки от родительского дома и матери в первую очередь. Женская сущность состоит из двух начал - материнской и истинно женственной, и такими ритуалами и временными запретами в девушках воспитывалось понимание и осознание своей силы.

Эти знания необходимы были для сохранения баланса. Баланса двух сторон одной сущности женственности. Важно было познать их, развивать эти стороны, не подавлять ни одну из них.

Материнское и женское сначала нужно было разделить, чтобы почувствовать разницу, а потом вновь соединить, но уже по-другому - четко разграничивая их.

Божественная женственность.

Формирование образа божественной женственности (способной на творение) начинается с сохранения баланса между материнской сущностью и истинно женской. Основное предназначение высшего божественного материнства – это служение мужскому началу.

Мужское начало, в свою очередь, также имеет в себе духовное отцовское.

Мать и отец таким образом творят своё дитя и именно тогда женская и мужская сущности проявляют себя в полной мере, проявляется их благословляющая функция.

Ритуалы посвящения часто включали в себя не только изоляцию, но и пищевые ограничения, ритуальные раскрашивания лица и тела, омовения в водных источниках. Каждый элемент обряда сопровождался песнопениями, танцами.

Начало обрядов посвящения для девушек с приходом менструации, объясняет, почему женские обряды и ритуалы в большей степени, чем мужские, связаны с кровью. На период посвящения женщина и мужчина рассматривались, как существо бесполые или, наоборот, двуполые.

Девушек могли наряжать в мужскую одежду, а юношей, напротив, в женскую.

Ученые объясняют возросшие суицидальные наклонности и попытки суицида среди молодежи в развитых странах тем, что отказ от обрядности не позволяет молодым людям перейти из детства во взрослое состояние постепенно.

  • Объем информации и резкие переход действует на психическое состояние не лучшим образом и часто толкает молодежь на употребление запрещенных веществ.
  • Из-за отказа от ритуалов посвящения во взрослую жизнь и возникают кризисы подросткового возраста.
  • Прежние, детские, роли молодых людей уходят, а на первый план выходят новые цели, потребности, обязанности.

В современном обществе, где отсутствуют посвящения, молодые девушки и юноши вынуждены создавать себя новых самостоятельно. Отсюда и появляются проблемы молодежи, что является мощным сигналом об игнорировании обществом её потребностей. Огромный поток информации, обрушивающийся на молодых людей, тем не менее является недостаточным для гармоничного их посвящения во взрослую жизнь.

Однако, несмотря на подобные явления в социуме, мы сами способны создавать такие ритуалы в наших семьях и для себя и для наших детей. И не только в семьях, но и посредством специальных тренингов и семинаров.

Взрослая инициация "девушка-женщина-старуха".

К тому же далеко не каждая считающая себя давно взрослой женщина смогла пройти в той или иной форме процесс инициации, ведь то, что складывалось в народе и родах веками, было забыто и травматично порушено, особенно в России. Момент взросления и отделения от матери и от родительской семьи часто не обозначен на внутреннем уровне.

Не переданы глубинные знания о женственности, не происходит гармоничного слияния и осознавания своего места в природе и социальной жизни наРОДА, не познано всё богатство и разнообразие женских ипостасей и возможностей, очень слаба связь с родовыми корнями и архетипами женственности.

Отсюда у женщин и страх старости, и вмешательство родителей в жизнь взрослых дочерей (нарушение границ), проблемы в сексуальной жизни и в отношениях с партнером, несчастливые судьбы и жизнь по мужскому типу самореализации, проблемы со здоровьем и много ещё чего.

Именно поэтому участницы выездного семинара «Мистерия женственности. Инициация» , ежегодно проводимого в нашем проекте, проходят подобный обряд посвящения в Женщину с одновременным прохождением и основных необходимых внутренних этапов, через глубинные психологических практики и техники, возрожденные и воссозданные ритуалы.


Наш выездной семинар родился на основе объединения методик и подходов современной психологии, танцевально-двигательных техник, процессуального подхода и элементов ритуального взаимодействия со своей внутренней сутью и с природой.

Девушки и Женщины получают уникальную возможность вхождения в глубинную Женственность, которой мы лишены в современном обществе – и это незабываемое переживание оставляет глубокий след в душе каждой женщины, позволяя мягко и естественно соединиться с мудростью прошлых поколений и со своей глубинной сутью , устраняя и отпуская травматичные переживания прошлого.

Такой глубокий инициационный процесс помогает нам не только постичь на символическом уровне эстетику своего и противоположного полов, но и дает возможность глубже осознать свою природу и духовное предназначение.

Отрицание своей женской сути влечет заболевания женской сферы. И напротив, ее принятие, осознание и признание действуют целительно не только на саму женщину, но и на окружающих ее людей.

Даже пресловутый ПМС является первым звонком, первым признаком неприятия собственной женской сущности, и это первое, что устраняется при ее признании и принятии.

Человек любого пола, правильно и своевременно посвященный в новый социально-духовный статус, обладает большей осознанностью своего места в обществе и мире в целом, с большей ответственностью относится к собственным поступкам и более адекватно взаимодействует с другими людьми.

Екатерина Шморгун

Если вам понравился материал, поделитесь с друзьями! Нажмите на соц.кнопки внизу страницы! ;)

Мир меняется, а человек остается существом социальным. Умение сосуществовать в определенной структуре означает быть в ней своим. Практически у всех народов на земле издревле существовал ритуал инициации. Он шел рука об руку с идеологией эпохи и по сути являлся техникой посвящения в новую элитарную социальную группу.

Из неофита в принцы

Для соития с женщиной юноша проходит испытания, после чего получает первый сексуальный опыт, меняющий представление о противоположном поле и делающий возможность создавать полноценные взаимоотношения.

В свою очередь, потеря невинности для девушки тоже может символизировать "малую" смерть. Теперь женщине доступны новые ощущения и понимание своего тела.

Традиционные технологии

Процесс посвящения имеет одинаковую схему во всех традициях. Это три этапа: личность изгоняется из общества (изоляция); лиминальная или пограничная стадия (инициация); посвящение в новый коллектив.

Изоляция

Пройти инициацию означает пройти все этапы по порядку. Перед событием человек выдерживает испытание одиночеством. С этим же этапом связывают изоляцию в тюрьме или сумасшедшем доме, когда человек, меняющийся личностно, приобретает новые качества для мощнейшего рывка в дальнейшей жизни. Если речь идет о подростке в современном обществе, то ребенок часто разрушает старые дружеские связи, отдаляется от родителей. Ему это больше неинтересно. Новые прочные взаимоотношения пока зародиться не могут, поскольку свои ценности еще непонятны.

Очищение или трансформация

Основной смысл процесса - это вернуть "иному" миру его часть. Человек рождается на свет "нечистым", несвободным. Первым этапом, отсекающим его от мира мертвых, является наречение именем. Далее это посвящение во взрослое состояние, опять же через смерть и очищение.

Помимо этого, перерождение помогает освободиться от балластных чужеродных качеств, которые были привиты в результате нечуткого воспитания. Инициация - это словно уточнение маршрута своего пути по стрелке компаса.

При переходе в новое качество, например из подмастерья в мастера, смерть означает преодоление своеобразной стены, препятствия, которое невозможно преодолеть обычными способами. Прежняя личность сделала все, чтобы оказаться возле этого раздела, и теперь она может умереть, тогда трансформированная персона родится на той стороне и продолжит свой путь духовного развития.

Непреодолимой традиционными способами преградой является разница между мирянином и воином, служкой и чародеем, невестой и женой, оруженосцем и рыцарем, свободным человеком и владыкой.

Возрождение

С психологической точки зрения, моральная смерть - это этап, избавляющий личность от детских страхов и комплексов. Ведь с этим грузом невозможно двигаться дальше по взрослой жизни, где намного больше ответственности. Если не пройти ритуал, то двигаться дальше будет очень сложно.

Личность освобождается от прошлого, опорожняется, становится пустой, поэтому порой следующий этап - наполнение новыми ценностями - это длительное время. Так растет герой в схемах инициации, сказочных сюжетах. Сохранив свою персону и трансформировав личность, человек начинает создавать новые прочные и интересные взаимоотношения, интегрироваться в новую среду обитания.

Ритуальные сюжеты

У каждого народа свои герои, символы, наполняющие обряд инициации. Знакомясь с этносом в сказаниях и легендах, с этой точки зрения, интерес представляют сюжеты, где главный герой умирает и воскресает. В мировом наследии огромное количество мифов и легенд, где бог или полубог проходит через это перевоплощение, как феникс. Исходя из целей ритуала, выбирают сюжет и стилизируют его к контексту. Можно написать свой сценарий или совместить несколько.

История проигрывается в измененное состояние сознания, чтобы выйти в запредельное пространство, где нет границ. Достигается это посредством особой музыки, танцев, продуктов. На лиминальной стадии человек совершает рывок, личность трансформируется, получая новые качества.

Код смерти

Смерть - это и есть место, где отменены все ограничения. В средиземных легендах умерщвление изображают как чудовище, проглотившее героя, в русском эпосе - смерть приравнивается к уходу из дома в чужие земли. Прощание с жизнью может быть выражено через избиение, нанесение увечий, физическое насилие или сильное эмоциональное унижение. В Скандинавском и восточном эпосе смерть характеризуется сражением и убийством дракона.

На Кубани и в других традиционных казачьих культурах юноши проходили через этап посвящения. В это время им нельзя было есть, пить, разговаривать. Их унижали морально, например, заставляя кукарекать, сидя на шесте, или измазывали нечистотами. Через такое же моральное давление проходил процесс инициации для девушек на выданье. Их могли сечь плеткой, выгонять из дому, выкидывали в воду на виду у всех. Постыдные унижения окончатся как только девица станет женой.

Герои русских и украинских сказок тоже проходят Иванушке приходится врать, терять лицо и ублажать Бабу-ягу всеми способами. Баба-яга и есть главная женская богиня народного эпоса, а жители леса - ее жрецы. Выбравшись из козней ведьмы, Иванушка получает новые способности, которые в сказке зашифрованы в виде волшебных предметов.

Персонажи, олицетворяющие смерть в сказах, имеют черты покойника: у яги - это костяная нога.

Самой большой страх для человека - а для духа - забвение. Личность, которая прошла ритуал инициации и соприкоснулась с ней, обретает самый ценный ресурс - это опыт возрождения, а значит - бессмертия. Инициация - это преодоление самого большого страха и обретение настоящей свободы.

Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.