Конспект совместной деятельности с детьми (экскурсия в библиотеку). Тема - Конспект


«Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы»воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада №102
Верхозиной Жанны Викторовны
Цель экскурсии: приобщение детей к чтению; показать социальную значимость библиотек; познакомить с сибирским писателем Софьей Бунтовской.
Задачи экскурсии:
- формировать представления детей о библиотеке;
- познакомить с трудом библиотекаря;
- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
- воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;
- повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;
- приобщение детей к чтению;
- бережное отношение к книге;
- умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми;
- знакомство с писателем Софьей Бунтовской;
Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы.
Время проведения экскурсии: 30 минут
Обоснование проведения экскурсии:
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем.
Реализация проведения экскурсии предполагает работу по следующим этапам:
Введение в проблему.
Что такое библиотека? Что вы знаете о ней?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
1. ОО «Познавательное развитие».
- Экскурсия в библиотеку;
- Занятие по теме «История создания книги»;
- Занятие по теме «Откуда книга пришла»;
-Занятие по теме « Я – пешеход»;
2. ОО «Речевое развитие»
- С. Бунтовская « Экологические чистые сказки с берега Байкала»;
- чтение библиотечных книг;
- чтение сказок и рассказов по желанию детей;
- Составление рассказов на тему «О чем мне прочитала мама перед сном»;
- составление описательного рассказа по картине «В библиотеке»;
- ситуативные беседы: «Что делать, если ты порвал книгу?», «Если бы не было книг» и др.;
- рассматривание иллюстраций;
- проведение мин - викторины по сказкам Софьи Бунтовской;
- проведение сюжетно-ролевой игры « Библиотека»;
3. ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Изготовление закладок;
- формуляров;
- выполнение рисунков к сказкам Софьи Бунтовской;
- оформление выставок книг по темам в книжном уголке;
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие».
- ремонт книг;
5. Взаимодействие с семьёй:
- Опрос детей: Были ли вы в библиотеке? Чем отличается библиотека от книжного магазина? Читают ли вам родители? Что читают? Назовите любимую сказку? рассказ?;
- Проведение анкетирования родителей: Читаете ли вы, детям? Что читаете? При покупке книг учитываете ли желание ребенка или приобретаете на свой выбор? Посещаете ли вы с ребенком библиотеку?;
- Проведение акции «Сделай книжку-малышку и подари ее детскому саду»";
- Посещение библиотеки;
- Проведение консультации для родителей "Влияние книги на развитие детей"; "Что читать детям".
- Обмен семейным опытом;
- Акция «День чтения вслух» (родители - детям);
- Презентация книг - самоделок, выполненных родителями с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проведения экскурсии:
В результате реализации проведения экскурсии мы ожидаем пополнение знаний детей об окружающем мире: дети поймут значимость библиотек; будут знать и уважать труд библиотекаря; будут относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Привлечение родителей к проведению экскурсии позволит заинтересовать и активно включить их в воспитательно - образовательный процесс.
Материалы и оборудование: детские книги, журналы; сюжетная картина «В библиотеке»; иллюстрации к сказкам, рассказам; атрибуты к сюжетно-ролевой игре;
Организованный этап.
Воспитатель: Дети, вы любите когда вам читают? Много у вас книг дома? (ответы детей). А я знаю, где книг очень много. Я прочту стихотворение и вы поймете о каком месте я говорю.
Мы словно попали в волшебное царство:
В нем тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: Ну, что, вы поняли куда мы идем? Правильно, в библиотеку. Но прежде чем идти, давайте вспомним правила поведения в общественном месте, и правила дорожного движения.
Правила поведения в библиотеке:
- в библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. Книгу можно взять только на 10 дней.
- с библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
- библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- книги в библиотеке нужно ставить точно на то же место, где вы их взяли.
Правила поведения на дороге: быть внимательными; слушаться воспитателей; через дорогу переходим только на зеленый цвет светофора;
На пороге библиотеки встречает нас библиотекарь Ольга Николаевна.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, позвольте зайти к вам.
Библиотекарь: Здравствуйте дети! Милости просим, заходите. Раздевайтесь, пожалуйста. Помимо экскурсии по библиотеке, я приготовила для вас сюрприз.
Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. У нас есть читальный зал, абонементный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжная мастерская. Давайте пройдем в первый зал. Он называется « Читальный зал»
Дети: А почему «Читальный»?
Библиотекарь: Потому что, в этом зале только читают.
В этом зале есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам радость познанья,
Поэтому нужно их свято … беречь.
Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу (библиотекарь показывает и рассказывает). В читальном зале книги на дом не выдаются, потому что здесь находятся редкие книги, которые в любой момент могут понадобиться читателям. А еще здесь можно посмотреть книжную выставку, просмотреть журналы и газеты.
(После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу).
Библиотекарь: Дети, давайте пройдем в следующий зал. Этот зал называется «Абонементный зал».
Дети: Почему «Абонементный»?
Библиотекарь: Это место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга твоя, можно рассматривать, попросить маму или папу почитать. В назначенный библиотекарем срок, книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. Ну, а если не успели прочитать, или захотели еще раз прочитать, скорее идите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книги.
Дети: А как мы найдем нужную книгу? Вон их сколько!
Библиотекарь: Для того, чтобы быстро найти нужную книгу, знайте, что каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь приходят указатели - каталоги. Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги фамилия автора. А в углу карточки располагается знак – сокращенный адрес книги на полке. Я посмотрю на шифр и сразу узнаю, на какой полке искать книгу. На данный момент у нас есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.
Лиза: А я сейчас хочу взять книжку домой.
Библиотекарь: Нет, Лизонька, ты не можешь сейчас взять книжку. Для того, чтобы стать читателем нашей библиотеки, нужно прийти вместе с родителями. Я заведу на ваше имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке.
Библиотекарь: Ну, а теперь пройдем в следующий зал. Он называется «Книжная мастерская». Книги как люди: рождаются, живут и стареют. Они могут болеть и поэтому нуждаются в лечении. В нашей мастерской мы лечим наши книги, т.е. подклеиваем, реставрируем и т.д. Ну, а чтобы в нашей мастерской было меньше книг, нуждающихся в лечении, книги нужно беречь!
Послушайте стихотворение:
Я - книга. Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Ой, уронил меня ты на пол.
Ай, супом ты меня заляпал.
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится.
Опять загнул мои листы?
Опять со мной небрежен ты.
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду, Вдруг дождик грянет на беду.
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук!
Библиотекарь: И наконец, я приглашаю вас в следующий зал, где вас ждет долгожданный сюрприз. В «Литературной гостиной» нас ждет писательница Софья Бунтовская.
Писательница: Здравствуйте дети! Я очень рада, что вы пришли на встречу со мной. Хочется выразить большую признательность всем юным читателям. Ваши потрясающие рисунки к сказкам вдохновляли нас на каждую последующую книжку. Мои книжки из серии « Экологически чистые сказки с берега Байкала» я рекомендую в качестве учебного пособия в помощь юным экологам и любителям природы Прибайкалья. Пока написано только три книжки, но наше с вами путешествие по заповедным местам не заканчивается. Мы, обязательно встретимся снова, и вместе с нашими героями – зверями и птицами, продолжим познавать огромный и прекрасный мир, имя которому – Природа. Книжки этой серии не обязательно читать друг за другом, начиная с первой. Каждая последующая из них не является продолжением предыдущей. Однако, чтобы иметь более полное представление о жизни природы, было бы не плохо иметь у себя все три книжки. Сказки из цикла «Экологические чистые сказки с берега Байкала» - целое открытие для маленьких читателей. Главные герои – лесные звери, которые совершают добрые и злые поступки; по характеру они тоже разные: смелые и трусливые, добродушные и хитрые, отзывчивые и вредные.
Писательница: Помимо сказок в моих книжках есть различные мини – викторины с ответами. Хотели бы вы иметь мои книги? (ответы детей). Ваши воспитатели передали мне ваши рисунки, спасибо вам, я надеюсь, что ваши рисунки вдохновят меня для написания следующих сказок. Сегодня я принесла вам свои книжки в подарок, читайте их и вспоминайте о нашей встрече. До свидания, мои дорогие, и до новых встреч.
Библиотекарь: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями в нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть свою планету и звезду, сумеете разгадать загадки природы, и может быть, однажды на вашей книжной полке появится книга, которая поведет вас по жизни.
До свидания, и до новых встреч.

Конспект экскурсии в школьную библиотеку с детьми старшей группы

Программное содержание:

1. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.

2. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе, о школьной библиотеке.

3. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Дети с воспитателем подходят к зданию школы.

Ребята, ответьте мне на один вопрос: без чего нет любой школы? (без классов, без звонка, без книг). Правильно! А где в школе хранятся книги? (В библиотеке)

Зачем она здесь нужна? А можно ли учиться в школе без учебников? Давайте пройдем в здание школы и посетим школьную библиотеку

Дети заходят в библиотеку

Кто знает, что такое библиотека? (Это место, где много книг, где хранятся книги.)

Да, библиотека - это хранилище книг. Мы сейчас убедимся в этом. Но и в школе и в библиотеке нужно уметь правильно себя вести:

1. не шуметь,

3. вопросы задавать по одному.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг. Познакомьтесь, это библиотекарь Анна Ивановна.

(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).

Библиотекарь. Библиотека - это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей - книжные полки, дома - тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья - литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В библиотеке есть очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).

Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).

Входит Василиса Премудрая (ученица)

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку -
Навсегда страницы замолчат тогда.

Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами».

Что стоит на полках? (Книги).

Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются).

Как надо относиться к книгам? (Бережно).

Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового)

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда дети будут давать правильный ответ - показывать книгу, из которой был взят вопрос).

  1. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
  2. Кого учила лиса ловить рыбу хвостом? (волка)
  3. Кто помогал Буратино учиться? (Мальвина)

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

  1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
  2. 2. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

Екатерина Денибекова
«Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут .

Сюда приходят взрослые и дети

Потому что книги здесь живут».

Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

1. Вводная часть :

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап :

Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

«Экскурсия в сельскую библиотеку»

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация" (развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель : познакомить детей с профессией библиотекарь , заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки ; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через дорогу.

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке .

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами . Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения) . Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети : Потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение) .

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап .

Воспитатель : вот мы и пришли к библиотеке , давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Дети :

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель : молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь : Здравствуйте дети!

Дети : Здравствуйте! Библиотекарь : Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку :

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины :

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Дети : Библиотека

Библиотекарь : Молодцы, конечно, это библиотека ! « Библио » по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут Зинаида Ульяновна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек .

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется : они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить : и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки . Но со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое , настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке .)

Дети : чтобы стать умными, чтобы узнать много нового, потому что это интересно.

Библиотекарь : Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги .

В библиотеке очень много книг , журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу ( библиотекарь показывает карточки , дети рассматривают) . А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает, куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела : абонемент и читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место , где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает , как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь : Книги – как люди : рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Книжка про книжки» . Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой :

Правила обращения с книгой

При чтении книг пользуйся закладкой.

Не загибай книжные страницы.

Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.

Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь . Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке .

«Правила пользования библиотекой »

В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу .

С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.

Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу?

Дети : Да! Энциклопедия, сказки

Библиотекарь : А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Библиотекарь : Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют.

Дети : книжный фонд, шифр, каталог, читательский формуляр, читальный зал, абонент

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение)

Дети : библиотекарь это тот , кто ухаживает за книгами, выдает нам книги, рассказывает о книгах

Библиотекарь . Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу . Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями.

Дети : Спасибо!

Воспитатель : спасибо за интересную, познавательную экскурсию

3. Заключительный этап .

Во вторую половину дня сюжетно-ролевая игра « Библиотекарь » и «Книжкина больничка» (ремонт книжек в группе ) .

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с родным поселком, его достопримечательностями.
  • Познакомить воспитанников с понятием «библиотека» , рассказать детям о работе библиотекаря
  • Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки
  • Обогащать и расширять представления детей о книге

Развивающие:

  • Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека» , развивать интерес к книгам, к истории их возникновения, расширять читательский кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам, желание читать книги.
  • Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах, воспитывать любовь к своему поселку.

Словарная работа:

  • библиотекарь, стеллажи, хранилище книг, экспозиция, картотека

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснения к ним.
  • Сюжетно – ролевые игры «Библиотека» , «Семья» , творческая мастерская по ремонту старых, ветхих книг.

-Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово не русское, оно состоит из двух слов – «библио» , что означает «книга» , и «тека» , что означает «хранилище» . Т. е. библиотека – это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся. Наша библиотека находится на улице Советская.

Ход экскурсии:

Дети вышли из детского сада парами. Подойдя к проезжей части дороги, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

-Дети:

Потому, что здесь есть знак, пешеходный переход.

Дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение, где он устанавливается и для чего.

Также воспитатель поясняет, что все должны убедиться перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя, подойдя к пешеходному переходу, начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

-Воспитатель:

Как я вам уже говорила, библиотека находится на улице Советской. Перед вами одноэтажное здание с большими окнами. Перед тем, как зайти в это здание, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.

-Дети:

  • * надо внимательно слушать библиотекаря
  • *разговаривать можно только шепотом
  • * если хочешь задать вопрос, нужно поднять руку
  • * взял посмотреть книгу, положи на место

-Воспитатель:

Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

-Воспитатель:

В библиотеке, даже в холле, очень много цветов и есть ковровые дорожки на полу. Все это создает уют. Кроме того, дорожки нужны, чтобы неслышно было шагов, чтобы была тишина, ведь в библиотеке шуметь нельзя. В холле есть еще два стеклянных шкафа, похожих на витрину, где за стеклом размещены экспозиции.

Первая экспозиция называется «Из истории книги» . Здесь можно увидеть старые, старые книги.

За этим же витражом расположена экспозиция «300 лет Российскому печатному слову» . Здесь мы видим чернильницы, перья, первые ручки (которыми писались рукописи, наброски, статьи, которые потом и печатались) и первые газеты, старые книги.

Третья экспозиция называется «Великая Отечественная война» . На этой экспозиции мы видим не только книги об этой страшной войне, но и газеты военных лет, в которых напечатаны статьи о битвах и сражениях, о великих подвигах, напечатаны и фотографии людей, совершивших эти подвиги. Здесь мы видим даже медали и ордена, которыми награждали людей за героические подвиги.

На стенде «В мире поэзии» выставлены книги, в которых напечатаны самые красивые и душевные стихи, в том числе и о Родине.

Затем детей встречает библиотекарь.

-Библиотекарь:

Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Петровна.

-Дети:

Чем вы занимаетесь?

-Библиотекарь:

Я работаю в библиотеке, моя профессия – библиотекарь. А хотите, я вам расскажу, в чём заключается моя работа?

-Дети:

очень хотим.

-Библиотекарь:

Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ) . Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ) .

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в нашей библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых книг на встречу с читателями.

Давайте мы с вами пройдем сначала в читальный зал, где собраны редкие книги, которые домой брать нельзя, которые можно читать только здесь, удобно устроившись за столом. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, края, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.

Дети проходят в читальный зал. Библиотекарь обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно. А почти напротив двери стоит пианино. Пианино не для того, чтобы петь песни, как на музыкальных занятиях в детском саду, а для того, чтобы читать стихи, отрывки из каких-то произведений и слушать глубокую, серьезную классическую музыку, которая помогает их прочувствовать и понять. Для этого работники библиотеки устраивают литературные вечера. Когда дети (дошкольники) будут ходить в школу, они обязательно побывают на таких вечерах и будут принимать в них участие.

После этого библиотекарь предлагает пройти в другой, самый большой зал, где и находятся книги, которые можно брать домой и читать уже дома. В этом зале библиотекарь обращает внимание детей, что при входе на стене на стенде висят «Правила поведения в библиотеке» . Библиотекарь объясняет их детям и подчеркивает необходимость соблюдать их.

Во время рассказа подчеркивается, что книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.

-Библиотекарь:

РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?

Дети: Библиотекарь должен любить книги, иметь хорошую память, говорить правильно.

-Библиотекарь:

Молодцы! Самое главное в работе библиотекаря – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга, быть общительным, знать литературные произведения, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

-Вопросы к детям:

  • Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
  • Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
  • Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

(Ответы детей)

-Библиотекарь:

А сейчас я вам предлагаю игру – викторину.

Викторина: «Угадай сказку» .

(На компьютере детям показывается половина картинки из сказки, дети должны угадать сказку) .

Можно представить такие сказки, как:

  • «Муха-Цокотуха» , К. Чуковский
  • «Лягушка-путешественница» , В.Гаршин
  • «Аленушка и братец Иванушка» , русская народная сказка
  • «Гуси-лебеди» , русская народная сказка
  • «Три поросенка» , С. Михалков
  • «Доктор Айболит» , Корней Чуковский
  • «Буратино» , Толстой
  • «Красная Шапочка» , Ш.Перро
  • «Дюймовочка» , Ш. Перро
  • «Винни Пух» , Борис Заходер
  • «Золотая рыбка» , Александр Пушкин
  • «Крокодил Гена» , Э. Успенский

- «Кошкин дом» , С. Маршак

Самостоятельный осмотр библиотеки детьми.

Дети рассматривают книги, журналы, читают знакомые стихи.

Стоит на полке и молчит
Возьми, открой, заговорит
Расскажет все на свете
Дружите с нею дети!

Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.