Введение в профессию психолог григорович читать онлайн. Конспекты лекций

Учебник, подготовленный коллективом преподавателей кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского государственного института культуры, посвящен прикладным и научно-исследовательским аспектам профессионального самоопределения психолога. В учебнике обсуждаются этапы становления психологической науки и ее основные школы, философские и естественнонаучные истоки психологии, закономерности развития психики человека в онтогенезе, методы психологического исследования и психологического воздействия, представления о профессиональном становлении психолога и его профессионально-важных качествах, особенности практической деятельности психолога в различных профессиональных сферах и этические правила психологического сообщества.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Основная литература:

    Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие./Под ред. Е.А. Климова.- 2-е изд. : 10 экз. рек. УМО. - М. : Академия, 2008. - 208

    Карандашев В.Н.

    Психология: введение в профессию. : 4 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.

    "Карандашев В.Н.

    Психология введение в профессию. : 1 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.

    Карандашев В.Н.

    Психология. Введение в профессию.- 4-е изд.,перераб. и доп. : 1 экз. Рек. МО. / В.Н. Карандашев. - М. : Академия, 2008. - С. 512.

    Дополнительная литература:

    1. Абрамова Г.С., Юдчиц А.Ю. Психология в медицине. М. 1988.

    2. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под общ. ред. Л.А.Венгера. М. 1992.

    3. Атватер И. Я вас слушаю. М. 1988.

    4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2.

    5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М. 1995.

    6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1996.

    7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.

    8. Гаврилова Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

    9. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.П., Козлова Е.Н. Феномены конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4.

    10. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему наши проблемные подростки редко обращаются за помощью к психологам // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А.Регуш. СПб. 2001.

    11. Гримак Л.П. Общение с собой. М. 1991.

    12. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

    13. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. 1980. Т.1. №2.

    15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2000.

    16. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л. 1984.

    17. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Том 23. №6. С. 51-59.

    18. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №5.

    19. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. СПб. 2001.

    20. Лабутова И.В., Бондаренко О.Р. Открытие Карла Роджерса в пространстве русской художественной литературы. Психологический практикум. Нижний Новгород. 1996.

    21. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994.

    22. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб. 1997.

    24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1993.

    25. Огинский М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. №4.

    26. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2.

    27. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М. 1981.

    28. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4.

    29. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №1.

    30. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. №6.

    31. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1991.

    32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб. 2000. (Этические принципы и правила работы психолога. С. 545-552.)

    33. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб. 1997.

    34. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

    35. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. 1990. №6.

    36. Психолог в армии (круглый стол) // Психологический журнал. 1997. №1.

    37. Психолог в детском дошкольном учреждении. М. 1996.

    38. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб. 1999.

    39. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М. 1991.

    40. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №1. №2.

    41. Романенко О.К. Групповая терапия заикающихся // Журнал практического психолога. 1996. №5.

    42. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. 1993.

    43. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Ярославль. 2002.

    45. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. 1997.

    46. Степанова М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. №5.

    47. Страхов В.И. Педагог и психолог: некоторые аспекты общения // Детский психолог. Выпуск 12. 1996.

    48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

    49. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. №1.

    50. Я работаю психологом / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

    ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

    Вариант 1

    1) Термин «профессия» восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) с примерно таким переводом:

    a) говорить публично, объявлять, заявлять;

    b) ремонтировать, исправлять;

    c) производить, выпускать.

    2) Профессиональная направленность личности - это:

    a) качество личности, в котором отражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к профессиональной стороне деятельности;

    b) действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;

    c) проектирование трудового жизненного пути.

    3) Описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку, - это:

    a) нормативные документы;

    b) квалификационные требования;

    c) модель специалиста.

    4) Совокупность изменяющихся под влиянием воспитания и обучения индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих успешность обучения деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней, составляет:

    a) профессиональные задатки;

    b) профессиональные способности;

    c) профессиональный талант.

    5) Процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах называется:

    a) профессиональной специализацией;

    b) профессиональной адаптацией;

    c) профессиональным самоопределением.

    6) На каком этапе образования большинство психологов избирает для себя одну из специализаций:

    a) в средней школе;

    b) на младших курсах вуза;

    c) на старших курсах вуза.

    7) Качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме - для конструктора и т.п., называются:

    a) навыки, опыт, выучка;

    b) моральные качества;

    c) частные, специальные способности.

    8) В какой из ситуаций психологу-профконсультанту сложнее всего работать с учащимися:

    a) проводить консультацию со школьниками, у которых наблюдается расхождение между интересами и способностями;

    c) с учащимися, у которых выражены интересы и способности к разным областям деятельности, что ставит перед ними проблему самоограничения.

    9) Индивидуальный стиль деятельности - это:

    a) система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств;

    b) обусловленная типологическими особенностями система навыков, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности;

    c) совокупность общих и индивидуальных умений, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки.

    10) Профессиональная пригодность - это:

    a) вероятностная характеристика, отражающая возможности человека к овладению какой-либо профессиональной деятельностью;

    b) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека;

    c) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

    11) Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые:

    a) являются психически больными людьми;

    b) обладают высокой культурной продуктивностью и способны нести ответственность за свою индивидуальность;

    c) являются психически здоровыми людьми.

    12) Главный принцип работы практического психолога:

    a) «не повреди»;

    b) «изменись сам»;

    c) «не лезь не в свое дело».

    13) Суть профессиональной деятельности практического психолога:

    a) выдать как можно больше советов клиенту;

    b) не решать за клиента его проблему, а решать ее вместе с клиентом;

    c) манипулировать сознанием клиента..

    14) Квалифицированный психолог:

    a) нуждается во взаимодействии и сотрудничестве с коллегами;

    b) самодостаточен и в сотрудничестве не нуждается;

    c) обладает высоким уровнем компетентности и игнорирует мнение коллег.

    15) Зачем психологу сильный и твердый характер?

    a) чтобы подавить волю клиента;

    b) чтобы быть убедительным и не пойти на поводу у клиента;

    16) Понятие и принятие своих ограничений в деятельности характеризует психолога как:

    a) квалифицированного;

    b) неквалифицированного;

    c) опытного.

    17) Цель психологической помощи, оказываемой психологом:

    a) продемонстрировать свою исключительность как носителя профессии;

    b) установить новые возможности клиента;

    c) убедить в правильности советов психолога.

    18) Безоценочное отношение психолога к клиенту это:

    a) стремление психолога избегать прямого оценивания действий и личности клиента;

    b) не оценивать внешний вид клиента;

    c) не оценивать финансовые возможности клиента.

    19) Конфиденциальность в работе психолога означает:

    a) неразглашение или передача третьим лицам данных о клиенте и результатах консультирования;

    b) применение в работе только апробированных методик;

    c) поддержание психолога на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

    20) Какое качество личности является определяющим для работы психолога:

    a) эмоциональность;

    b) эмпатия;

    c) волевой характер.

    Вариант 2

    1. Основателем научной психологии считается
    А) З.Фрейд;

    2. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
    А) практического психолога;

    3. В состав психологического сообщества не входят:
    А) парапсихологи;

    4. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
    А) житейской психологии;

    Б) научной психологии;

    В) практической психологии;

    Г) все ответы верны.

    5. К этическим принципам психологов относятся:
    А) принцип «здесь и теперь»;

    Б) принцип детерминизма;

    Г) принцип компетентности.

    6. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога

    психолога;

    В) определяется начальством;

    7. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
    А) психолога-ученого;

    Б) психолога-практика;

    В) преподавателя психологии.

    8. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение

    9. Профессия «психолог» появилась в:

    10. Научная психология не занимается:

    А) вопросами одаренности;

    Б) очищением кармы;

    Г) ничем из перечисленного.

    11. Основными видами деятельности психолога являются:
    А) психодиагностика;

    Б) психологическое просвещение; В) коррекционная развивающая деятельность; Г) психологическое консультирование; Д) все ответы верны.

    12. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

    процессами;

    13. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
    организации, включает

    14. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
    показания в компетенции:

    15. К деятельности спортивного психолога относится:
    А) психодиагностика;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    16. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
    называется:

    17. Основной функцией психолога в фирме является:

    18. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые

    19. К деятельности клинического психолога относятся:
    А) психотерапия;

    Г) все ответы верны.

    20. Психическое развитие продолжается:
    А) от рождения до смерти;

    Б) от рождения до старости;

    Вариант 3

    1. Профессия «психолог» появилась в:

    А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.

    2. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
    А) житейской психологии;

    Б) научной психологии;

    В) практической психологии;

    Г) все ответы верны.

    3. К этическим принципам психологов относятся:
    А) принцип «здесь и теперь»;

    Б) принцип детерминизма;

    В) принцип единства сознания и деятельности;

    Г) принцип компетентности.

    4. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
    А) психолога-ученого;

    Б) психолога-практика;

    В) преподавателя психологии.

    5. Основными видами деятельности психолога являются:
    А) психодиагностика;

    Б) психологическое просвещение;

    В) коррекционная развивающая деятельность;

    Г) психологическое консультирование;

    Д) все ответы верны.

    6. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:

    А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными

    процессами;

    Б) изучение экономической культуры социальной среды;

    7. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
    организации, включает

    А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.

    8. Основной функцией психолога в фирме является:
    А) активное участие в профориентационной работе;

    Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;

    В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к

    совершению действий в ущерб организации.

    9. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
    воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
    показания в компетенции:

    А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.

    10. К деятельности спортивного психолога относится:
    А) психодиагностика;

    Б) психологическая подготовка;

    В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    11. В состав психологического сообщества не входят:
    А) парапсихологи;

    Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.

    12. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
    называется:

    А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.

    13. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
    А) должно быть абсолютным и неизменным;

    Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого

    психолога;

    В) определяется начальством;

    Г) определено Гражданским Кодексом РФ.

    14. Научная психология не занимается:

    А) вопросами одаренности;

    Б) очищением кармы;

    В) изучением явлений массового сознания;

    Г) ничем из перечисленного.

    15. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
    передаются из уст в уста называются:

    А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.

    16. Основателем научной психологии считается
    А) 3. Фрейд;

    Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.

    17. К деятельности клинического психолога относятся:
    А) психотерапия;

    Б) диагностика нарушений психических функций;

    В) психологическая реабилитация психически больных;

    Г) все ответы верны.

    18. Психическое развитие продолжается:
    А) от рождения до смерти;

    Б) от рождения до старости;

    В) от появления речи до зрелого возраста;

    Г) от рождения до окончания юношеского возраста.

    19. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
    А) практического психолога;

    Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.

    20. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
    А) математических дисциплин (высшая математика, информатика...);
    Б) естественно-научных дисциплин (физика, химия...);

    В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.

    Вариант 4

    1. Важнейшим условием эффективной работы профессионального психолога является:

    А) богатый жизненный опыт;

    Б) умение давать четкие конкретные советы;

    В) ориентация на нормы и ценности человека, обратившегося за помощью;

    Г) обращение к своему личному опыту или опыту других людей.

    2. К возможному высказыванию квалифицированного психолога относится:

    А) «Я обязательно помогу вам изменить себя»;

    Б) «Со мной тоже такое бывало, но потом это пройдет, вот увидите»;

    В) «Никогда больше так о себе не думайте»;

    Г) «Возможно не поздно начать все сначала»;

    Д) «Ваши чувства должны измениться».

    3. Выделите наиболее значимое качество профессионального психолога:

    А) высокий интеллект;

    Б) постоянство привычек;

    В) эмоциональность;

    Г) трудолюбие;

    Д) артистичность;

    Е) сопереживание;

    Ж) красноречие;

    З) умение убеждать.

    4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию:

    А) «У него красивые зеленые глаза»;

    Б) «Она каждый раз выглядит по-разному»;

    В) «Сегодня он съел на обед две порции салата»;

    Г) «Ей очень идет новый замшевый костюм».

    5. Обозначьте наиболее важную и эффективную роль профессионального психолога:

    А) инициатор самоисследования;

    Б) терпеливый слушатель;

    В) советник;

    Г) посредник;

    Д) специалист по внушению;

    Е) умный аналитик.

    Вариант 5

    1. Среди приведенных высказываний клиента найдите формулировку психологической задачи:

    А) «У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди»;

    Б) «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах»;

    В) «Объясните моей жене ее ошибки в воспитании ребенка»;

    Г) «Боюсь, что мой друг не совсем нормальный»;

    Д) «Это просто невыносимо, когда дети отказываются уважать старших».

    2. Важнейшим условием проведения качественной психодиагностики выступает:

    А) наличие в арсенале средств психодиагноста универсальных методик;

    Б) умение формулировать вопросы;

    В) способность осуществлять выбор адекватных цели психодиагностики диагностических средств.

    3. Эффективность психокоррекции определяется:

    А) силой воздействия на клиента;

    Б) разнообразием осуществляемых коррекционных мероприятий;

    В) степенью соответствия психокоррекции возрастным и индивидуальным особенностям клиента;

    Г) продолжительность проводимой работы.

    4. Определите, какое из представленных высказываний психолога свидетельствует о позиции взаимодействия на равных консультанта и клиента:

    А) «Если вы действительно хотите изменить ситуацию, вам следует прислушаться к мнению профессионала»;

    Б) «Не нужно падать духом. Пожалуйста, не плачьте… Хорошо, я покажу вам, как можно все исправить»;

    В) «Могу предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами».

    5. Существенным признаком активного слушания является:

    А) использование развернутых ответов;

    Б) отражательный характер высказываний слушателя;

    В) оптимистичный настрой психолога;

    Г) конфиденциальность.

    Вариант 7

    1. Девиз профессионального психолога:

    А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);

    Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);

    В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);

    Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);

    Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);

    Е) все ответы верны;

    Ж) все ответы неверны.

    2. Профессиональное сознание психолога отличается:

    А) гуманным отношением к людям;

    Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;

    В) высокой степенью рефлексивности;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    3. Ответственность психолога предполагает:

    А) гарантию позитивных изменений человека;

    Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:

    А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;

    Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;

    В) отгороженность от собственных чувств;

    Г) способность к внушению;

    Д) все ответы верны;

    Е) все ответы неверны.

    5. Методы профессионально психолога…:

    А) универсальны для всех отраслей;

    Б) зависят от определенных психологических теорий;

    В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:

    А) высокой степенью обобщенности;

    Б) конкретизацией научных знаний;

    В) соответствием установкам значимых людей;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:

    А) безоценочный характер;

    Б) доступность изложения;

    В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    8. Решение психологической задачи предполагает:

    А) описание образа мыслей клиента;

    Б) готовность к принятию новой психологической информации;

    В) фиксацию потребностей клиента;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    9. Психологическое консультирование – это…:

    А) форма общения клиента и психолога;

    Б) своеобразная исповедальная практика;

    В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;

    Г) все ответы верны;

    Д) все ответы неверны.

    10. Признаки успешной консультативной беседы:

    А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;

    Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;

    В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;

    Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;

    Д) все ответы верны;

    Е) все ответы неверны.

    11. Согласно гуманистическому подходу Карла Роджерса личностный рост клиента возможен при условии:

    А) отсутствия отрицательных чувств клиента;

    Б) неизменности установок психолога;

    В) разработки специальной процедуры корректировки целей клиента;

    Г) абсолютного доверия психолога к клиенту;

    Д) все ответы верны;

    Е) все ответы неверны.

    12. Школьный психолог…:

    А) представляет интересы ребенка в системе образования;

    Б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости;

    В) помогает разрешению внутришкольных конфликтов;

    Г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся;

    Д) все ответы верны;

    Е) все ответы неверны.


    Похожая информация.


    .
    Основная литература

    1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

    2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст] : учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006.

    3. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008.

    Дополнительная литература

    1. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

    2. Атемасов, А.В. Вклад И.С. Кона в развитие психологической науки / А.В.Атемасов // Вопросы психологии – 2011. – №3. – С. 84-93.

    3. Введение в профессию в схемах и таблицах [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004.

    4. Великие психологи [Текст] : [Биографические очерки] / Сост.: С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

    5. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж.Годфруа: В 2 т. Т.1. – 3-е изд. – М.: Мир, 2004.

    6. Гуружапов, В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов [Текст] / В.А.Гуружалов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – C. 5-8.

    7. Дубровина, И.В. Л. И. Божович и современная психология детства (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / И.В.Дубровина // Мир психологии. – 2008. – №3. – C. 266-271.

    8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.

    9. Зотова, Н.Н., Прудков, П.Н., Родина, О.Н. Динамика индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе профессионального обучения по профессии «психолог» (лонгитюдное исследование) [Текст] / Н.Н.Зотова, П.Н.Прудков, О.Н.Родина // Мир психологии. –2008. –№4. – C. 249-262.

    10. Истратова, О.Н., Посошенко, Л.В. [Текст] / Нормативно-правовая документация практического психолога / О.Н.Истратова, Л.В.Посошенко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008, Серия: Закон и общество.

    11. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

    12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004.

    13. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст] : учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб. : Питер, 2010.

    14. Марголис, А.А., Коновалова, И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога [Текст] / А.А.Марголис, И.В.Коновалова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. – C. 13-20.

    15. Марков, В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия [Текст] / В.Н.Марков // Мир психологии. – 2008. –№1. – C. 108-121.

    16. Осницкий, А.К., Бякова, Н.В., Истомина, С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С. 3-12.

    17. Павлова, Т.А. Введение в профессию: Психолог [Текст] / Т.А.Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2007.

    18. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007.

    19. , регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования [Текст] / Сост. М.В. Зиновьева, Т.Н. Войтик / Отв. ред. В.В. Рубцов. М.: МГППУ, 2006.

    20. Степанов, С. С. Век психологии: имена и судьбы [Текст] / С.С.Степанов. – М.: Эксмо, 2002.

    21. Улыбин, С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека [Текст] / С.В.Улыбин // Мир психологии. 2008. – №4. – C. 262-268.

    22. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Инфра-М, 2002.

    23. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо , 2010.

    24. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики [Текст]: учебное пособие / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательство: МПСИ. Серия: Библиотека психолога, 2007 .

    25. Шнейдер, Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности [Текст] / Л.Б.Шнейдер. – М.: Издательства: МПСИ, МОДЭК, Серия: Библиотека психолога, 2008 .

    26. Этический кодекс Российского психологического общества [Текст] // Российский психологический журнал. – 2004. Т.1– №1 – С.37-55.

    27. Юшваева, И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе [Текст] / И.У.Юшваева // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 74 – 82.

    28. Якимова, П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях [Текст] / П.Ю.Якимова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №5. – C. 110 – 119.
    5.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. http://www.edu.ru/ (Федеральный образовательный портал).

    2. http://psi.webzone.ru/ (Психологический словарь-справочник, общий психологический практикум - тесты).

    3. http://www.psycho.all.ru/NLPlink.htm (Каталог на сайте «Психология - Вся Россия», основанным для поддержки различных направлений практической психологии).

    4. http://www.psycatalog.ru/ (Каталог «Вся психология в России»).

    5. http://psy.piter.com/catalog/ (Каталог психологического портала сервера издательства ПИТЕР.).

    6. http://www.psyonline.ru/ (Психотерапия и консультирование).

    7. http://flogiston.ru/ (Психологический портал МГУ).

    8. http://www.psyline.ru/ (Портал в поддержку психолога и психотерапевта).

    15. http://psyjournal.ru/index.php (Журнал практической психологии и психоанализа).

    17. http://rusdrakon.ru/ (Психологический центр Дружинина. Тесты. Библиотека).

    18. http://sobchik.newmail.ru/ (Институт прикладной психологии. Тесты.).

    21. http://www.ipras.ru/08.shtml (Психологический журнал Института психологии РАН).

    22. http://www.voppsy.ru/ (Журнал вопросы психологии).

    23. http://magazine.mospsy.ru/ (Московский психологический журнал).

    24. http://psyjournals.ru/ (Портал психологических изданий).

    25. http://www.psy.msu.ru/science/npj/ (Национальный психологический журнал).

    26. http://psylib.org.ua
    УММ лекционных занятий
    Лекция №1

    Тема «Психология как профессия»

    План

    3. Особенности психологических знаний.


    Основные понятия: профессия, специальность, психология, психолог, житейская психология , научная психология, академическая психология, психологические знания, психолог-исследователь, психолог-практик, психолог-преподаватель.
    Конспект лекции

    1. Общее представление о профессии.

    Профессия (лат. professio - «официально указанное занятие, специальность») - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

    Е. А. Климов рассматривает разные аспекты понятия «профессия»: профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все–таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека); профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога; профессия как деятельность и область проявления личности; профессия как исторически развивающаяся система; профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае - самим психологом).

    Помимо понятия «профессия» полезно разобраться с другими близкими понятиями. В частности, понятие «специальность » - это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п. Еще более конкретным понятием является «должность » или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций. Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты «занимаются» вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно–психологического развития подростков, и проблем детско–родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально–экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т. п.

    «Профессия - есть деятельность , и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица» (С. М. Богословский).

    Постоянно появляются новые профессии, например: брокер, дилер, мерчандайзер...

    Пр офессии систематизируются по типам и классам. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей професси ональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий (по Климову А.Е.): «Человек-человек»" «Человек-техника» «Человек-знак», «Человек-художественный образ», «Человек-природа»
    2. Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании.
    Психолога часто путают с врачом, юристом, педагогом, священником. Несомненно, профессиональный психолог обладает качествами, присущими и представителям этих перечисленных профессий. Но это, скорее, личностные качества, играющие важную роль в специфике каждой из этих профессий. Александр Георгиевич Лидерс сделал попытку развести эти профессии и разъяснить разницу между ними.

    Врач и психолог . Многие психоаналитики, гештальтспихологи, сторонники нейролингвистического программирования имели и имеют медицинское образование. Очень часто к практическому психологу относятся именно как к врачу и ждут от него немедленного излечения. Действительно, врач помогает от страданий физических, а психолог облегчает психологические, духовные страдания человека. Основной категорией психолога является категория личностного роста.

    Психолог и педагог-воспитатель . Одной из важнейших составных частей деятельности воспитания является оценка. Воспитывать - значит сравнивать с идеалом, вести к идеалу. Основной же принцип современных психологов гласит: «Не оценивай клиента, принимай его таким, каков он есть». Психолог не приближает к идеалу, он позволяет раскрыться, самореализоваться.

    Психолог и юрист . Часто обращения к психологу сопровождаются просьбой выдать справку для администрации школы (например, подтверждающей, что у ребенка отсутствует патология). Данные функции выполняет социальный педагог. Для юриста основной категорией является категория права. Это он представляет и защищает интересы клиента.

    Психолог и священник . Православная церковь считает, что психологическую помощь (помощь в случае душевных переживаний) должен оказывать только священник. Основная категория, через которую видит прихожанина священник - категория греха.

    Вывод: психолог не лечит; не воспитывает, не представляет права и интересы, не отпускает грехи. Психолог сопереживает, проживает с клиентом ситуацию. Ведущая деятельность психолога по отношению к клиенту – сопереживание, личностный рост.
    3. Особенности психологических знаний
    Виды психологических знаний: житейская психология, искусство, научная психология, практическая психология, парапсихология.

    Житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний, которые накапливаются в процессе отдельного жизненного опыта и передаются от человека к человеку. Особенности этих знаний: конкретность; практичность; доступность изложения; фрагментарность и неточность употребляемых понятий; опора на жизненный опыт и здравый смысл.

    Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Является важнейшим источником психологических знаний, которые носят образный характер. Особенности психологических знаний в искусстве: конкретность; образность; эмоциональность; фрагментарность; использование понятий не характерно.

    Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки. Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука – это знания, достигшие оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности (В.Н.Канке, 2000). Особенности научного психологического знания: обобщенность; систематичность; доказательность; опора на научные факты и понятия.

    Академическая психология : наука как система знания и как вид человеческой деятельности. Прикладная психология – направление научной психологии, занимающейся изучением путей применения (приложения) научных психологических знаний для решения практических задач. Проблема точности и объективности психологического знания: знание, которое получает и доказывает ученый-психолог на истинность не всегда строго верифицировано, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным фактам. Понятие «факт» для психолога часто остается величиной, которую нельзя измерить формально, чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры (Г.С. Абрамова, 1999).

    Практическая психология изучает индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог - это конкретные знания, полученные на основе обобщенной научной теории. Психологическая информация , полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога. Особенности знания в практической психологии: целостность; сочетание обобщенности и конкретности; практичность; опора на опыт работы специалистов.

    Парапсихология относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных. К нему относится экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрология. Особенности парапсихологических знаний: целостность мировоззрения; сочетание конкретности и неопределенности; практичность выводов; опора на тайное знание.
    4. История становления психологической профессии.

    Происхождение слова «психология» . Своим названием и первым определение психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую девушку Психею. Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить их, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому бессмертная Психея стала символом души, ищущей свой идеал.

    Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » (душа) и « logos» (учение, знание, наука). В научно–философский (а не богословский) язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи. В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности , то есть появилась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно познавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию - при выборе профессии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.

    Профессия психолога появилась в 20 веке. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России.

    В настоящее время наиболее признана деятельность психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления психологии: экономическая, политическая, юридическая, спортивная и т.д.
    5. Типы профессиональной деятельности психологов.
    Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. По существу, психолог, на заре существования этой профессии, начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни – характеристикой перспективы личного развития. Чаще всего выбор профессии психолога связан с желанием глубже познать самого себя.

    Научная психология - одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.

    Психологи, работающие в сфере научной психологии , проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности.

    Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

    Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии . С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах.

    В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания , но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

    Характеристики педагогических способностей.

    К сфере практической психологии относятся профессиональные психологи-практики . Основная цель их работы - непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помо­гают в решении проблем, которые возникают в области образования, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.

    Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог. Заказчик обращается к психологу с заказом на работу, суть которой заключается в решении психологической проблемы клиента, в оказании ему психологической помощи, и оплачивает эту работу. Клиент – это понятие, обозначающее человека или группу людей, которым оказывается психологическая помощь в решении проблемы.

    Выделяют еще один слой в психологии – прикладная психология. Объектом ее не является собственно носитель психики. Прикладной психолог лишь транслирует из теоретической психологии знания и строит предписания, основанные на теоретических знаниях, для соорганизации чужой профессиональной деятельности. Это может быть деятельность врача, педагога, менеджера. В данном случае психология обслуживает профессию.

    Клинический психолог. Работают клинические психологи в больницах, центрах психического здоровья или консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, жалующимися на состояние тревоги, которое проявляется в расстройства эмоционального или сексуального плана или трудности в преодолении неурядиц в повседневной жизни. То есть это те проблемы, которые не требуют вмешательства врача.

    Школьный психолог работает в школьной психологической службе и обеспечивает психологическое сопровождение учебного процесса, а также осуществляет в рамках школьной психологической службы основные виды деятельности: профилактику, диагностику, коррекцию, консультирование. Промышленный психолог занимается, в основном, проблемами управления персоналом.
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что включает в себя понятие «профессия»?

    2. Перечислите основные типы психологических знаний.

    3. Чем различаются психология житейская и научная психология?

    4. Назовите основную цель научной психологии.

    5. Каких людей можно назвать психологами?

    6. На что направлена деятельность профессионального психолога как ученого–исследователя?

    7. Какими качествами должен обладать преподаватель психологии.

    8. Кого можно назвать заказчиком , клиентом?
    Список литературы

    1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 13-40.

    2. Григорович, Л. А. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович. – М.: Гардарики, 2006. – С.5-9.

    3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2008.

    4. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С.8-34, 150-173.

    5. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб. : Питер, 2010. – С.15-23.

    6. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст]: учебное пособие / И.А.Шмелева. Серия: Психологическое образование. – М.: Издательство: Эксмо , 2010. – С.77-83.
    Лекция №2

    Тема «Виды и сферы деятельности психолога»

    План

    1. Основные направления деятельности практического психолога.

    2. Основные сферы деятельности практических психологов (медицина, образование, экономика, спорт и т.д.).
    Основные понятия: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.
    Конспект лекции

    1. Основные направления деятельности практического психолога
    Основные виды деятельности в практической психологии - это психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающая работа, психологическое просвещение.

    Психологическая диагностика . В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога, работающего в этой сфере, заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, то есть провести психодиагностику.

    В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

    Общая характеристика работы психолога-диагноста.

    Психологическое консультирование . Консультирование используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, в сфере промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.

    Основное средство консультирования – беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми он встретился, на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

    Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия , облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

    В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

    Введение в профессию «психолог»

    Введение Во «Введение…»

    Здравствуйте, уважаемый Читатель.

    Мы, три очень разных человека, достаточно давно живущие в мире психологии и оттого - возможно, не без основания - считающие себя профессиональными психологами, предлагаем Вам войти в этот мир - такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или, по крайней мере, о которой размышляете.

    То, что вы прочтете - плод совместных усилий. Но это не означает, что мы всегда думаем по тому или иному поводу одно и то же. Пусть это вас не смущает: психология как наука и практика сама не намного старше нас, вместе взятых; кроме того, как вы увидите, это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытием, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательный практик) Пьер Жане. Некоторая разница во взглядах авторов, на наш взгляд, вполне естественна: уж где–где, а в психологии, слава Богу, еще далеко до «единственно верных», «окончательно истинных», «монолитных и непоколебимых» представлений, тем более, когда речь идет о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения - это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии. Заметим, что отказ от идеи «окончательной истины» связан еще и с идеей личностного и профессионального развития, которое часто и основано на переосмыслении и дальнейшем совершенствовании собственных взглядов и позиций.

    Поэтому мы приглашаем Вас не к слушанью, а к разговору - насколько нам его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова другого классика психологии (и тоже блистательного практика) швейцарца Карла Юнга, психолог для того, с кем он работает, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности - не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараемся быть таковыми для Вас.

    Представимся

    Николай Сергеевич Пряжников - профессор Московского государственного университета, специалист в области психологии труда и профориентации, единственный из коллектива авторов - доктор наук. Если какие–то мысли в книге покажутся Вам слишком уж заумно изложенными, знайте, что это - именно его мысли.

    Игорь Викторович Бачков - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Московского психолого–педагогического института, специалист в области психологии самосознания, автор оригинальных психологических тренинговых программ и ведущий тренингов; кроме того, автор научно–художественных книг по психологии для малышей и школьников. В связи с чем является членом Союза писателей. Так что если какие–то части книги будут существенно хуже других в стилистическом и художественном отношении, то знайте, написал их именно он.

    Игорь Борисович Гриншпун - доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, зав. кафедрой практической психологии Московского психолого–социального института. Поскольку он несколько старше вышеназванных соавторов и уже четверть века занимается преподаванием психологии, то ему принадлежат (помимо самой идеи совместного написания этой книги) наиболее занудные фрагменты.

    Пусть извинят нас те, кто уже в некоторой степени всерьез интересовался психологией, но мы будем исходить из того, что Вы, Читатель, еще недостаточно в ней искушены или даже почти несведущи (отчего, кстати, будем сначала стараться следовать стилю научно–популярному). Поэтому, кстати, в книге Вы встретите вставки с краткими комментариями к некоторым встречающимся в тексте фамилиям исследователей - в тех случаях, если нет пояснений непосредственно в тексте. Разумеется, мы не могли прокомментировать все персоналии - это расширило бы объем книги до немыслимых размеров - и избрали те, что имеют ближайшее отношение к психологии, во–первых, и непосредственное отношение к нашему разговору, во–вторых. Вставки будут иметь вот такой вид:

    Как показывает практика, многие студенты–первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами типа сеансов А. Кашпировского или А. Чумака, имиджем и высказываниями психологов, приглашенных на передачи типа «Про это» или «Я сама» (где они, по сути, выступают как популяризаторы), псевдопсихологическими книгами типа «Как привязать к себе мужчину» и т. п.

    Остановимся на некоторых из этих мифах немного подробнее. Это важно, ибо, извините за назидательность, выбор профессии - один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны.

    Итак - мифы о психологии и психологах.

    1. Психология - наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, - человек, «видящий людей насквозь».

    2. Психолог - человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

    3. Психолог - человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

    4. Психолог - человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

    5. Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь - страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

    Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

    Посмотрим на эти мифы внимательнее. Итак:

    1. Психология - наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, - человек, «видящий людей насквозь».

    Действительно, термин «психология» означает «наука о душе», «учение о душе» или, если угодно, «душеведение». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозможно - возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую - в отличие от объектов и явлений природы - невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изучения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже , воскликнул: «Насколько просто то, нем занимаюсь я, по сравнению с тем, нем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

    Группа, по–видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе. Работа в тренинге открывает перед участником группы возможности, вероятно, недоступные ему в других условиях: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими людьми, человек свободно обращается со значениями и смыслами и тем самым раскрепощает свои интеллектуальные ресурсы. Он расширяет поле своего сознания, укрепляет веру в свои силы, развивает творческие способности, талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения.

    Как и при актуализации в реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие. Такое самооткрытие порождает самораскрытие - для других. Для того чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим сначала он должен открыть себя себе - таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Конечно же, такое самооткрытие еще поверхностно и неясно. Взаимодействие с другими позволяет ему прояснить туманный образ своего Я. В случае индивидуальной работы с психологом этот процесс может быть более растянут во времени.

    И, наконец, сравнение групповой и индивидуальной форм психологической работы было бы неполным без обращения к экономическому аспекту. Если психолог ведет частную практику, то психологическая помощь через группу для него более выгодна - и по времени, и по итоговой оплате. Важно, что групповая форма предпочтительней и клиентам: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна).

    Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Вместе с тем, заметим, что есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Обратим внимание на вопрос о том, кого не следует включать в тренинги и для кого более предпочтительной оказывается индивидуальная психологическая помощь. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, способные к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой (за исключением специальных тренингов уверенности в себе), конфликтные личности. Скорее всего, ярко выраженные интроверты будут чувствовать себя в группе неуютно.

    Со всеми людьми, имеющими указанные особенности, вероятно, более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.

    Психологический тренинг как метод практической психологии

    Под тренинговыми группами в настоящее время понимают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего–психолога включаются

    в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

    Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

    В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

    Расширение границ использования этого понятия связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

    Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

    соблюдение ряда принципов групповой работы;

    нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

    наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух–пяти дней (так называемые группы–марафоны);

    определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

    акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

    применение активных методов групповой работы;

    объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

    атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

    Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

    1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

    2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

    3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

    4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

    Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

    Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.