Слого-звуковой анализ слов (добукварный период обучения грамоте). Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте VII

1-й класс (1–4)

Тема. "Слияние согласного звука с гласными".

Цели. Учить детей делать слого-звуковой анализ слова; познакомить со слогом-слиянием; развивать речь детей, фонематический слух, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе, внимание.

Оборудование. Схемы слов, иллюстрации домашних животных, кукла-мальчик, почтальон Печкин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадки.

II. Повторение пройденного (кукла-игрушка)

У. Жила-была на свете девочка Маша, жила она в большом городе. Ей было 6 лет, как и вам. Наступило лето, и она решила поехать к дедушке в деревню. Дедушка жил далеко-далеко, и Машенька могла доехать только на... А вот на чем, нам надо узнать. Давайте отгадаем загадку.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Дети. На поезде.

У. Машенька пришла на вокзал, купила билет, но он оказался зашифрованным. Девочка долго думала, гадала, но не могла его расшифровать.

На доске.

–Ребята что написано на билете?

Д. Схема предложения.

У. Сколько слов в этом предложении?

Д. Три.

У. Составьте предложение о Маше и билете.

Д. Маша купила билет.

У. Ребята, что обозначает длинная черта в первом слове?

Д. Начало предложения.

У. Что обозначает точка?

Д. Конец предложения.

У. С заданием вы справились, билет расшифровали, а теперь можно отправляться в гости к дедушке. Дети, а как надо вести себя в гостях?

Д. Быть вежливыми, не кричать, культурно вести себя за столом.

У. Машенька взяла с собой своих друзей – звуки, ведь ей осенью идти в школу и надо многому научиться.

–Ребята, какие звуки она взяла с собой, гласные или согласные?

Д. Гласные.

У. Почему вы так решили?

Д. Карточки красного цвета.

У. Какие звуки называются гласными?

Д. Звуки, при произношении которых во рту нет преграды, они тянутся, поются, – называются гласными.

У. Какими квадратиками обозначаются?

Д. Красного цвета.

У. Итак, отправляемся в путь.

III. Физкультминутка

У. Паровоз кричит: "Ду-ду,
Я иду, иду, иду".
А колеса стучат,
А колеса говорят:
"Так-так-так!"

(Ходьба на месте на полусогнутых ногах, согнутыми руками делают движения вперед-назад. )

– Вот поезд пришел в деревню Абэвэгэдейку (карточка на доске ). На перроне Машеньку встречал дедушка, но не один, с ним были жители села – звуки.

– Какие звуки пришли встречать?

Д. Согласные.

У. Почему вы так решили?

Д. Согласные звуки мы пока обозначаем белыми квадратами.

У. Какие звуки называются согласными?

Д. Звуки, при произношении которых во рту образуются преграды, называются согласными.

IV. Работа по развитию речи

У. Согласные звуки обрадовались очень, что с Машей приехали гласные звуки, стали угощать чаем и разговаривать. Согласные звуки рассказали, как интересно жить в деревне у дедушки. И Машеньке очень хотелось все рассмотреть, обо всем узнать. Проснувшись очень рано, Маша вышла на крылечко дома и увидела такую картину.

Учитель показывает картинку "Сельский двор".

–Ребята, расскажите, что Маша увидела у дедушки во дворе.

Дети составляют рассказ.

–Каких животных увидела Маша?

Д. Кошку, собаку, кур.

V. Знакомство с новым материалом

У. Вдруг девочка слышит: "Му-му-му". "Ой, – испугалась Маша, – кто это так кричит?"

Д. Корова

У. Как кричит корова?

Д. Му-у-у!

У. Му – это слог или слово?

Д. Слог.

У. Посадите его на язычок и послушайте, из каких звуков он состоит.

Дети с учителем медленно произносят [м-м-у-у].

– Дети, мы не произносим звуки отдельно [м], [у], а произносим плавно, напевно. В слоге му два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся сразу, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга, слитно. Звуки, которые произносятся слитно, называют слогом-слиянием.

Учитель показывает на модели, как согласный и гласный звуки сливаются. Дети демонстрируют квадрат с карманчиком. Они вставляют и образуют слог-слияние.

– Буренка познакомила нас со слогом-слиянием, большое ей спасибо.

VI. Закрепление первичных знаний по теме

У. Дети, придумайте слоги-слияния и покажите на модели, как звуки образуют слияние.

Д. Ба – [б], [а], ма – [м], [а].

VII. Физкультминутка

У. А теперь всем надо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз – и так стоять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

Но Машеньке обо всем хочется узнать. И она пошла дальше, подошла к маленькому домику и постучала тихонько в дверь. И вдруг услышала за дверью: "Ко-ко-ко. Кудах-тах-тах!" Кто бы это мог быть?

Д. Это куры.

У. Найдите карточку-схему слова куры .

Слого-звуковой анализ слова (одновременно учитель на доске составляет схему слова).

– Количество слогов?

Д. Два слога.

У. Ударный слог?

Д. Первый слог ударный.
– В первом слоге два звука, которые образуют слияние.
– Во втором слоге два звука, которые образуют слияние.

Дети раскрашивают, получая слог-слияние (учитель рисует на доске).

У. А кого еще Машенька увидела, вы узнаете, отгадав загадку.

Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки да перинки –
Они пловцы прекрасные,
На ножках – ласты красные.
Кто это?

Д. Гуси.

Показ иллюстрации.

Слого-звуковой анализ слова гуси , составление схемы слова из слогов-слияний. Рассуждения детей.

– В слове два слога, первый – ударный. В первом слоге два звука, образующих слияние.
– Во втором слоге два звука, образующих слияние.

VIII. Логические упражнения

У. Машеньке очень понравилось у дедушки. Она даже сочинила такую чистоговорку.

Му-му-му – молока кому?
Ко-ко-ко – кошка любит молоко.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Какие слоги-слияния повторяются у Маши в стихах?

Д. Му , ко .

У. Ребята, дедушка предлагает вам с Машей поиграть и подобрать схему к каждому слову.

Дети рассуждают и соотносят слова с нужными схемами.

IХ. Итог урока

У. Что нового узнали на уроке?

Д. Согласный и гласный звуки могут образовывать слияния.

У. Когда так получается?

Д. Звуки должны стоять так: согласный и гласный. Звучание у них неразрывное.

У. Как слияние обозначается на схеме?

Балюк Оксана Сергеевна,

Логопед КГКП

«ясли-сад «Берёзка»

Пос. Шахан

Карагандинская область

Цель:
1) познакомить родителей с разбором слова: слого-звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка;

2) развивать творческий потенциал родителей; развивать умение родителей анализировать собственную деятельность, объективно ее оценивать, находить пути решения;
3) создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместной работе.

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» А. А. Венгер.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Давайте определим степень значимости компонентов готовности для вашего ребенка и для вас к началу обучения в школе.

«Диаграмма решений»
Перед каждым из вас лежит конверт с цветными полосками (полоски - параметры школьной зрелости):
черный цвет - физическая зрелость;
желтый цвет - волевая зрелость;
синий цвет - эмоциональность;
интеллектуальная зрелость:
красный цвет - умение писать;
зеленый цвет - умение читать;
фиолетовый цвет - умение считать.
Вам нужно подрезать каждую полоску до нужного уровня в соответствии со степенью значимости компонента готовности лично для вас, т.о. Получается диаграмма со столбиками разной высоты (чем выше столбик - полоска, тем компонент более значим).
Из ваших диаграмм видно, что умение читать не стоит на последнем месте. Сегодня мы с вами вспомним правила фонетики русского языка, как проводить слого-звуковой анализ слова.

Правило 1.
Если звук произносится легко, свободно, протяжно и воздушная струя не встречает преграду, то это гласный звук (а, у, о, и, э, ы). если воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык), то это согласный звук.
Игра «Нотная лесенка», «Гусеничка»
цель: умение определять звуки: гласный, согласный
взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх. Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Песенку желательно петь сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам ааа, а потом редко, прерывисто с паузами а-а-а. Нарисуйте вместе с ребенком эту нотную песенку и играйте в нее. Ходите по ней пальчиками (вверх - вниз), водите по ней игрушку.

Правило 2
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Если при произнесении звука, положив тыльную сторону ладони на горло, вы чувствуете, что горлышко гудит, вибрирует, то это звонкий согласный, если нет, то это глухой согласный звук.
Парные согласные звуки на конце слова оглушаются и превращаются в соответствующие парные глухие согласные звуки.
Игра «Звонкий - глухой».
Цель: закрепить умение определятьзвонкость-глухость согласных звуков.
Ход игры: логопед называет ряд звуков дифференцируемыми по звонкости – глухости, задача детей определить, как произносится данный согласный звук – звонко или глухо.

Правило 3
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласного звука определяется на слух, т. е. Звук звучит жестко, твердо или мягко,ласково.

Игра ««Кулачки ладошки» - потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
«Помоги зайке достать шарик»
Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.
Ход игры: логопед называет ряд слов или демонстрирует картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому - если мягкий.
Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.
Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Правило 4
Правило деления слов на слоги гласит: сколько гласных звуков, столько и слогов.
Игра «Домики».
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Ход игры: логопед называет слово или демонстрирует картинку, задача детей определить количество слогов и заселить в нужный домик (одноэтажный - 1 слог, двухэтажный - 2 слога, трехэтажный - 3 слога).

Правило 5
Чтобы правильно поставить ударение, назовите вместе с ребенком слово. Почувствуйте, какой гласный звук дольше и больше тянется, т. е. ударный звук
Игра «Потерялись…».
Цель: закрепить умение выделять ударный звук.
Ход игры: Потерялись слова-картинки, нам надо с вами их найти. Если мы их правильно позовем, то слово-картинка появится перед вами.

Разбор слов мак, петух.

Заканчивая разговор, хочется еще раз подчеркнуть, что готовя ребенка к школе, необходимо научить его слышать, видеть, запомнить и перерабатывать полученную информацию. Будьте терпеливы, уверены в том, что Ваш ребенок замечательный, умный, а главное любимый.

Нам важно знать Ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я предлагаю послать телеграмму тем кто не попал к нам на занятие.
«Телеграмма»
Напишите несколько предложений о том, где вы и что Вы вспомнили, узнали нового, взяли себе на заметку.
Спасибо всем! Успехов Вам и Вашим будущим первоклассникам.

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

Например, МАША.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.


Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.