Когда у игоря александровича ткаченко день рождения. Погиб гвардии полковник, заслуженный военный летчик россии игорь ткаченко

Герой Российской Федерации (2009, посмертно)

Орден Мужества (2005)

Орден «За военные заслуги»

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.

В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Валерия Чкалова, а в 2000 году — Военно-Воздушную Академию имени Юрия Гагарина.

Он проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы Ткаченко освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35, налетав на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства - «Мираж» 2000 и F-16. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года, он был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи». Игорь Ткаченко был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко был не только командиром группы «Русские витязи», он также был начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженным военным лётчиком Российской Федерации, военным лётчиком-снайпером в звании гвардии полковника.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов МИГ-29 и СУ-27 пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил ветеранов прямо в воздухе.

Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Когда во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью, его запомнили зрители спокойным, веселым, уверенным в себе летчиком-асом.

Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы, после того, как самолеты приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делился впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» в воздухе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Во время этого происшествия командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Были пострадавшие и среди местных жителей. Оказались разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывал один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в «хвост», — добавляет местная жительница. - «Хвост» загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой-второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

«...2-41 наблюдаем справа...». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на... пятый...». «3800»...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!».

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

«Двигатели выключай!». «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 - 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?».

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

«2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

«Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

«Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Текст подготовил Андрей Гончаров

chtoby-pomnili.com

В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Валерия Чкалова, а в 2000 году - Военно-Воздушную Академию имени Юрия Гагарина.

Он проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы Ткаченко освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35, налетав на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства - «Мираж» 2000 и F-16. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года, он был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи». Игорь Ткаченко был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко был не только командиром группы «Русские витязи», он также был начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженным военным лётчиком Российской Федерации, военным лётчиком-снайпером в звании гвардии полковника.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов МИГ-29 и СУ-27 пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил ветеранов прямо в воздухе.

Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Когда во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью, его запомнили зрители спокойным, веселым, уверенным в себе летчиком-асом.

Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы, после того, как самолеты приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делился впечатлениями: «Первые впечатления - наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» в воздухе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Во время этого происшествия командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного - тяжелая травма. Были пострадавшие и среди местных жителей. Оказались разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

Your browser does not support the video/audio tag.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, - рассказывал один из очевидцев ЧП. - Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в «хвост», - добавляет местная жительница. – «Хвост» загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то - детали обшивки, где-то - части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один – с небольшими ожогами – до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое – с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас - в реанимации», - сообщил Игорь Сундуков - заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу – летчик, - рассказывает один из местных жителей. - Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 - тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

«...2-41 наблюдаем справа...». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на... пятый...». «3800» ...

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!»

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

«Двигатели выключай!» «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 - 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?»

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

«2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

«Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

«Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле - как летчик, как человек, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. - И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним – сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Об Игоре Ткаченко был снят документальный фильм «Командир «Русских витязей».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.news.mail.ru
Материалы сайта www.lenta.ru
Материалы сайта www.dni.ru
Материалы сайта «Википедия»

Оба тяжелых истребителя, столкнувшихся в небе Подмосковья, входили в известную на весь мир пилотажную группу “Русские витязи”.

В авиакатастрофе погиб командир этого подразделения Игорь Ткаченко. Останки летчика были найдены около деревни Захариха – рядом с креслом-катапультой и парашютом.

Пилоты другой двухместной “сушки” тоже успели покинуть падающий самолет, но приземлились живыми.

Президент Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с трагической гибелью заслуженного пилота.

Начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил РФ подполковник Владимир Дрик сообщил корреспонденту “РГ”, что полеты проводились в рамках подготовки к Международному авиационно-космическому салону, который открывается завтра на аэродроме в Жуковском. Представитель ВВС подтвердил, что ЧП произошло в результате столкновения в воздухе одноместного боевого истребителя Су-27 и двухместного учебно-боевого Су-27УБ из состава знаменитой российской пилотажной группы. Для расследования аварии создана комиссия минобороны и Главного штаба ВВС. Но уже известно, что криминальная версия столкновения истребителей исключена – самолеты задели друг друга при выполнении пилотажной фигуры.

Пока эта версия рассматривается в качестве приоритетной. По мнению заслуженного летчика-испытателя Анатолия Квочура, косвенную роль в авиакатастрофе могла сыграть изношенность самолетов (подробнее см. ниже – прим. ред.).

Также известно, что столкновение машин произошло во время совместного полета пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи”. В полете участвовали девять машин – пять истребителей Су-27 и Су-30 из группы “Русские витязи” и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы “Стрижи”. Полет проходил успешно, и после разделения группы на две “Русские витязи” вышли из зоны пилотирования для последующего перестроения. В это самое время и произошло столкновение истребителей. “Сушки” по неизвестной причине не разлетелись, зацепившись друг за дружку хвостовым оперением.

По данным правоохранительных органов, оба самолета упали в поле недалеко от двух деревень Раменского района. По заявлению замглавы города Жуковский Ивана Смирнова, повреждений в черте города нет. Обломки нанесли ущерб в пригородном дачном кооперативе. По предварительным данным с места происшествия, в результате падения истребителей на садовый кооператив полностью сгорели 3 жилых дома и гараж с дорогой машиной. Ожоги получила женщина, проживавшая в одном из уничтоженных огнем домов. Когда дом загорелся, она пыталась спасти своего мужа.

– Регламент проведения показательных выступлений полностью отработан и применяется уже не один год, – сказал после ЧП почетный президент авиасалона, Герой России Магомед Толбоев. – Несмотря на происшествие, тренировки перед авиасалоном “МАКС-2009” и выступления в небе во время выставки пройдут в запланированном режиме. По его словам, “никогда в практике авиасалонов, как наших, так и зарубежных, полеты не приостанавливаются”.

Военная прокуратура начала проверку по факту столкновения самолетов, возбуждено уголовное дело по статье “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека”.

Вчера вечером на аэродром Раменское прибыли именитые иностранные гости “МАКС- 2009” – итальянские летчики из пилотажной группы “Фречче Триколори” и французские асы из “Патруль де Франс”. Они почтили память погибших русских коллег.

Это не первое происшествие с самолетами “Русских витязей”. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. Тогда погибли четыре летчика.

Напомним, что “Русские витязи” – авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России.

Изношенные самолеты?

Об изношенности техники “Стрижей” и “Русский витязей” четыре года назад, в 2005 году, в “Независимом военном обозрении ” писал Роберт Игнатьевич Быков – публицист, полковник запаса.

Авиатехника, используемая на показах в 70-80-х, служила не более двух лет, так как из нее “выжимали” все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели “утереть нос” “Миражам-2005”. После полетов подошли арабы и спросили: “Почему вы летаете на таких старых самолетах?” Ответили: “А наш бронепоезд стоит на запасном пути”.

Ведь “Русские витязи”, как и “Стрижи”, – это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп – это национальная элита. Потеряем пилотажные группы – потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) “Русские витязи” создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ “Русские витязи” состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как “Колокол”, “Тюльпан”, “Кобра Пугачева”. Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время – в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: “Все три пилотажные группы: “Витязи”, “Стрижи”, “Небесные гусары”, – реанимированы. “Витязи” сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится”.

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы “Русские витязи”: Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром Николаевичем Харчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них “недокрутил бочку”, и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: “Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска”.

Командир АПГ “Русские витязи” Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: “Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой – 37 часов, а третья уже стоит “у забора”. Те самолеты, которые нам дали ВВС, – это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе “Салют” сгодились”.

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) – это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ “Сухой”. Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и “столкнули” их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: “Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?” – ответил:

“Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия “эффективность-стоимость”. Цена Су-35 составляет более 30 миллионов долларов”. Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30 “Русских витязей” в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один “борт” “Русских витязей” и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы “Русские витязи” авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки “Русских витязей” и “Стрижей” над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы “Русские витязи” ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: “Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, – больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребители СУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают “Витязей”. Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать “Витязи”. Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники – создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне “Глиц” в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КН может быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу – подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5-6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: “Пилотажная группа “Русь” будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39 РОСТО для сохранения этой пилотажной группы “Русь”. Но, тут же оговорился: “Мы полностью отказались от модернизации Л-39”.

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. “Русская авионика” уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, “Русская авионика” приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Игорь Валентинович Ткаченко

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко – ведущий и соло-пилот пилотажной группы “Русские Витязи”.

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты “Л-29”, “МиГ-21”, “МиГ-29”, “Су-27”, “Су-35”, а также летал на французском многоцелевом истребителе “Мираж-2000” (“Dassault Mirage 2000”) и на американском лёгком истребителе “F-16 Файтинг Фалкон” (General Dynamics F-16 Fighting Falcon).

Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы “Русские Витязи” (“Russian Knights”) числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа “Русские Витязи” была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. “Русские Витязи” – единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. “Русские Витязи” не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, “бочка”, вираж на форсаже, роспуск “тюльпан”, “колокол” на встречных курсах, косая петля в “стреле”. Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя “Су-27”: повороты на “горке”, проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин.

Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы “Русские витязи” составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя “Русских Витязей”. Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым – Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону “МАКС-2009” проходила тренировка пилотажных групп “Русские Витязи” и “Стрижи”. В ходе перестроения столкнулись два истребителя “Су-27”, одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обоих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

26 июля 1964 - 16 августа 2009

российский военный лётчик, ведущий пилотажной группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник

Биография

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Переехал в столицу БАМа вместе с родителями. Окончил школу № 7 города Тында. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.

Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16.

Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В составе пилотажной группы «Русские Витязи» числился с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших Су-27. «Русские витязи» - одно из немногих пилотажных подразделений в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. «Русские Витязи» не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, «бочка», вираж на форсаже, роспуски «фонтан» и «ножницы», «колокол», пилотаж на встречных курсах, косая петля в «стреле».

Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя СУ-27: «повороты на горке», проходы на скорости менее 170 км/ч. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи».

Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

Гибель

Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником.

В результате падения самолёта Ткаченко и последующего за этим пожара на земле погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги.

Все трое лётчиков обеих машин катапультировались. Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, на данный момент достоверно не известна. По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся, по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе, по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта. По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к награждению государственной наградой посмертно «за мужество и героизм». Из-за гибели командира пилотажная группа «Русские витязи» отменила свои показательные выступления на авиасалоне МАКС-2009. Впоследствии, памяти своего командира лётчики команды «Русские витязи» посвятили свой полёт на закрытии этого авиасалона.

Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка , неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».

Награды

  • Кавалер государственных орденов и медалей СССР и России:
    • Герой Российской Федерации (2009, посмертно)
    • Орден Мужества (2005)
    • Орден «За военные заслуги»
    • Медаль «В память 850-летия Москвы»
    • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
    • Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени
    • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
  • Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

Семья

Был женат, воспитывал сына и дочь. Сын Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

Память

18 августа 2009 года в память о погибшем лётчике авиасалон МАКС-2009 был начат с минуты молчания. В брифингах и конференциях пилотажных групп и командования ВВС РФ на авиасалоне неоднократно поднималась тема гибели лётчика и причин произошедшего. Пилотажная группа «Русские витязи» приняла участие в авиасалоне - 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27.

Похожие статьи

© 2024 ksumebel.ru. Строительный портал - Ksumebel.